Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
Текст подготовлен на основе публикаций ведущих британских изданий и официальных правительственных источников Великобритании.
Автор текста: Елена Коптелова
Итоги учебного года 2019-20 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены, набор в вузы продлён. Британским университетам рекомендована “максимальная гибкость” при приёме абитуриентов.
Когда в марте этого года британский министр образования Гевин Уильямсон объявил об отмене выпускных школьных экзаменов и альтернативном алгоритме выставления итоговых оценок, уже было понятно, что без критики и недовольства не обойтись. Так и случилось: прокатившаяся волна протестов против результатов A-level в Англии и Highers в Шотландии привела к их отмене, рекордно высокие оценки GCSE также вызвали массу вопросов. Как следствие, правительство предложило ряд мер, чтобы максимально сгладить ситуацию, и порекомендовало воздержаться от составления рейтингов школ за прошедший учебный год.
В своем послании от 18 марта министр образования, казалось, предусмотрел все возможные последствия отмены экзаменов и постарался убедить всех, что жизнь, несмотря на пандемию, продолжается, традиции не меняются, и британские школьники, как и прежде, смогут перейти на следующую ступень обучения без каких-либо потерь. Хотя и признался, что это решение далось нелегко, и он понимает, как непросто школьнику, вкладывающему много сил в подготовку к экзамену, перестроиться и принять новые правила игры.
Чтобы все пошло так, как обещал министр, надо было разработать новый механизм выставления оценок за курс средней школы - GCSE, A-level в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, National 5 и Highers в Шотландии. Также надо было продумать, каким образом оценивать тех, кто получает профессионально-техническое образование. Гевин Уильямсон заверил, что каждый ученик получит тот балл, который он заслуживает и «который отражает его работу» за учебный год. А для этого было предложено основываться на уже имеющихся результатах – промежуточных и пробных экзаменов, контрольных работ, общей успеваемости в течение года. И сразу же было заявлено, что если сам ученик решит, что полученная «оценка не соответствует его уровню подготовки, то он может сдать экзамен, как только это будет возможно».
Заняться новым алгоритмом было поручено государственному регулятору экзаменов Ofqual (Office of Qualifications and Examinations Regulation). Задача изначально ставилась трудновыполнимая – найти максимально справедливую систему оценки, которая бы устроила всех. Экзаменационные комиссии, в первую очередь, полагались на мнение учителей. Последние должны были спрогнозировать, какую оценку мог бы получить ученик на экзамене, принимая во внимание его прежние и текущие показатели. Далее комиссия рассматривала итоги предыдущих экзаменов и другие данные, имеющие отношение к успеваемости учеников, и на основе этого принимала решение. Планировалось, что это «будет лучшая оценка проделанной учеником работы» за год. Предполагалось также, что Ofqual и экзаменационные комиссии проконсультируются с учителями и школами, прежде чем объявить финальный балл. При этом в случае несогласия с оценкой ученику оставляли право на апелляцию и сдачу несостоявшегося из-за вируса экзамена.
По словам министра, предложенная схема должна была свести на нет все возможные проблемы, вызванные текущей «экстраординарной ситуацией»: ученики получат оценки в те же сроки и в том же порядке, что и раньше, сами оценки будут иметь ту же значимость, что и экзаменационные. Более того, университетам было рекомендовано проявить гибкость и оказать максимальную поддержку абитуриентам.
Подобный режим благоприятствования получили и учащиеся профессионально-технических учебных заведений, где, надо заметить, система аттестации несколько иная и нередко допускающая выставление финальной оценки без экзамена.
Но не всё, что выглядит безупречно на бумаге, пусть даже в официальном документе британского министра, оказывается таким же в жизни. Обещанная «лучшая оценка из возможных» досталась далеко не всем. После объявления результатов 30% отметок в Англии и более 124 тыс. в Шотландии были признаны заниженными – по сравнению с ожиданиями учителей и учеников. Всеобщее возмущение привело к тому, что официальные результаты были отменены и всем «пострадавшим» вернули оценки, спрогнозированные учителями. Помимо этого, сохранили возможность апелляции и сдачи экзамена осенью. Из-за всей этой чехарды университеты продлили приём абитуриентов до середины сентября, а процедуру дополнительного набора (clearing) – до 20 октября. К тому же, было решено отказаться от составления ежегодного рейтинга школ по итогам GCSE и A-level: "The Government will not publish any school or college level educational performance data based on tests, assessments or exams for 2020."
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха