На взлётной полосе (май 2007)
Журнал "Домовой", май 2007 г.
Текст: Наталия Гинзбург
Самым популярным местом получения образования за пределами России уже 15 лет является Великобритания. В сентябре более тысячи старшеклассников и выпускников российских школ отправятся в британские частные школы-пансионы и в международные колледжи, чтобы завершить среднее образование и подготовиться к поступлению в западный университет. Выбор, однажды сделанный родителями, определяет будущность этих мальчиков и девочек, поэтому многие родители подходят к выбору школы или колледжа как к одному из самых серьёзных в их жизни проектов - и должны для его реализации решить ряд серьёзных проблем.
Проблема №1. Выбор школы
Как уже не раз объяснял «Домовой» (см., например, приложение к февральскому номеру за этот год), выпускники российских школ не могут напрямую поступать в университеты Великобритании и большинства других западных стран – в первую очередь из-за разницы в продолжительности учёбы (13 лет в Великобритании и большинстве стран Западной Европы против 11 лет в России). Вопрос в том, где, в каком учебном заведении добирать недостающие 2 года. Ведь, например, только в Великобритании частных школ-пансионов больше 2500. Школы и колледжи, питомцы которых продемонстрировали на экзаменах лучшие результаты, занимают верхние строчки национальных рейтингов. Такие школы в Британии называются «selective schools». Принимают в эти школы отнюдь не всех подряд, а по конкурсу, после серьёзных экзаменов и интервью. Шанс поступить в такую школу есть и у российского ребёнка, но чем ребёнок старше, тем шанс меньше. Надо к тому же учесть, что ждать место в них иногда приходится слишком долго – иногда до 2–3 лет. Учитывая эти обстоятельства, есть смысл обратить внимание и на школы из середины рейтинговой таблицы (вторая – четвёртая сотня рейтинга). Уровень образования, который получают их питомцы, тоже высок: около 90% их выпускников поступают в именитые университеты. Именно эти школы выбирают многие британцы для своих детей. Как правило, такие школы имеют специальный курс английского для иностранцев EFL (English as a Foreign Language), который, в зависимости от способностей и усердия ребёнка, может продолжаться от одного до шести месяцев (а иногда и дольше). Некоторые школы даже готовы составить для ученика-иностранца (как правило, младше 16 лет) специальное расписание, включающее для начала минимум предметов британской школьной программы и усиленный курс английского. Опыт показывает, что такая программа на первых порах нужна большинству российских детей, даже тем, кто учился в школах с углублённым изучением английского.
Правильная пирамида
Дети в Великобритании идут в свою первую школу (Pre-preparatory, «подготовительная к подготовительной») не позже 5 лет, когда образование становится обязательным.
Возраст с 8 до 11 лет (в некоторых школах – до 13 лет) охватывает следующая ступень английской образовательной системы – Primary, или Preparatory School. На этом этапе изучается 12 обязательных предметов. С 11 до 18 лет (или с 13 до 18 лет) – Secondary School – средняя школа. В 14 лет студент выбирает 5– 10 дисциплин и в течение двух лет целенаправленно готовится к экзаменам на сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education, GCSE. В 16 лет обязательное образование заканчивается: с дипломом GCSE можно, к примеру, поступить в профессиональный колледж. Те, кто собирается поступать в университет, проводят в школе ещё два года – на программе предуниверситетской подготовки A-level. Ученики выпускных классов изучают те 4–5 дисциплин, в которых будут специализироваться в университете: 3 дисциплины углублённо, в течение двух лет, и ещё одну-две – в течение года. По результатам экзаменов A-level или IB (о котором ниже) и происходит зачисление в университет.
Если сравнить российскую и британскую системы образования, то первая напоминает перевёрнутую пирамиду – число школьных предметов растёт от класса к классу; британская же пирамида, как и положено, стоит на основании: в младших классах, когда склонности детей ещё не определились, изучается широкий спектр обязательных дисциплин, а старшеклассники могут ограничиться всего 4–5 предметами. Система «правильной пирамиды» даёт возможность школам целенаправленно готовить выпускников к учёбе в университете по конкретной специальности, включать в программу средней школы те разделы наук, которые в России, к примеру, изучаются уже в вузе, а это, в свою очередь, позволяет британцам уложить бакалаврский курс в три года (вместо четырёх в России). Но на первых порах система создаёт дополнительные проблемы нашим старшеклассникам и выпускникам, поступающим учиться в школы Великобритании: из-за разницы программ трудно сдать вступительные тесты, а поступив, сложнее адаптироваться к учёбе.
Проблема №2. Экзаменационная лихорадка
Массовые наборы в британские частные школы-пансионы происходят в те моменты, когда дети переходят с одной ступени на другую, то есть в 8 лет (основной набор в начальную школу), в 11 или в 13 лет (когда поступают в среднюю) и в 16 лет, когда начинаются программы A-level или IB. Школы также готовы принимать детей и другого возраста – при наличии мест и успешно сданных вступительных экзаменах. Сложнее всего тем, кому исполнилось 15 или 17 лет: из-за неразрывности двухлетних курсов GCSE (с 14 до 16 лет), A-level или IB (с 16 до 18) в большинство школ они поступают с потерей года (в класс к 14- или 16-летним соответственно). Правда, некоторые школы и международные колледжи специально для 15-летних подростков открыли годичные программы, предваряющие A-level (например, D'Overbroek's) или IB (Malvern, Sidcot, St. Clare's). Какие именно вступительные тесты придётся сдавать, зависит от школы и от возраста ребёнка.
Младших обычно тестируют только по английскому языку и математике (математика во всём мире служит «линейкой интеллекта»: считается, что человек с математическими способностями в принципе способен к обучению). Старших школьников, кроме этих двух, могут ждать тесты по естественным наукам или по второму иностранному языку. Тест по английскому – проблема ожидаемая, ребёнок, как правило, задолго до поступления в зарубежную школу к ней готовится. А вот трудности с математикой часто оказываются и для детей, и для родителей совершенно неожиданными. Когда-то, в советское время, наши школы действительно славились сильной математической подготовкой. Но то время ушло: сейчас даже ученики математических классов и школ неблестяще пишут тесты, предложенные британскими школами. Виной тому – отчасти слабая общая математическая подготовка, отчасти – разница в школьных программах: к примеру, в британскую включены комбинаторика и основы теории вероятностей, а в российскую – нет, и даже совсем несложные задачки по этим разделам наши школьники решать не умеют. Ещё существенней разница школьных программ в области естественных наук: основы химии, физики, биологии в Соединённом Королевстве проходят с 8-летнего возраста, в большем объёме и с существенно большей лабораторной практикой, чем в России. Вывод: к вступительным тестам в британскую школу надо серьёзно готовиться, это касается и языка, и всех прочих предметов.
Национальная и международная
Две сотни школ и колледжей Великобритании (большинство из них – частные) вместо традиционного курса A-level (или наряду с ним) предлагают старшеклассникам международную программу International Baccalaureate (IB). Перед теми, кто успешно справится с программой IB, открываются почти безграничные возможности: с дипломом IB можно поступать в Оксфорд Кембридж и любой другой университет Великобритании, в Гарвард, Йель, Принстон в США и во многие другие (диплом IB признан в 50 странах мира).
Поступить на программу IB может любой человек не моложе 16 лет. Как и британская национальная программа А-level, IB длится два года и целенаправленно готовит студентов к поступлению на определённую специальность университета. Но в отличие от A-level IB даёт студентам более всестороннее образование, изучаются не 3–4, а 6 предметов: родной язык (приехавшие из России изучают русский), иностранный язык (в нашем случае – английский), математику, гуманитарные науки (одна дисциплина на выбор: история искусств, либо общая история, литература и т. п.), естественные науки (на выбор физика, химия или биология), дополнительный предмет для профильной подготовки в университет. В зависимости от будущей специальности 3 предмета изучаются более глубоко (Higher level, или уровень «А») другие менее (Subsidiary level, или уровень «В»). На втором году все студенты изучают курс теории знания. Ещё один обязательный курс – CAS (Creativity, Action, Service), включающий участие в социальных программах (помощь старикам и инвалидам, сбор средств на благотворительность и т. п.). По завершении курса надо сдать экзамены и написать тезис – развёрнутое сочинение примерно на 80 страниц. Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (экзаменов – 6, высшая оценка – 7, низшая - 1, ещё 3 балла можно получить за тезис и участие в CAS). С этой задачей справляются не все: по мировой статистике, около 30% окончивших курс остаются без диплома. Чтобы поступить в самые престижные университеты мира, надо иметь в дипломе не меньше 39 баллов. Недавний опрос приёмных комиссий британских университетов показал, что почти 60% её членов считают диплом IB амбициознее национального, а абитуриентов, обладающих им, – предпочтительнее. Ежегодно всего лишь несколько десятков студентов в мире получают диплом с высшим баллом (45) международного бакалавриата, в то время как Оксфорд и Кембридж отклоняют заявления более 5000 абитуриентов, набравших три высших балла (А) по британской системе. Тем не менее, министр среднего образования Великобритании лорд Адонис в 2005 году заявил, что пока тотального перехода на IB или сходную систему правительство не планирует, школьникам и так нелегко.
Проблема №3. Поиск альтернативы
Теоретически выпускник российской школы для предуниверситетской подготовки может поступить в британскую частную школу и, проучившись в ней два года и получив диплом A-level или IB, подать заявку в университет. Путь этот не без препон: во-первых, как уже говорилось, место в хорошей школе надо бронировать заранее, во-вторых, школы предъявляют серьёзные требования к уровню подготовки будущих питомцев, и в первую очередь – к уровню владения английским, причём эти требования тем жёстче, чем старше претендент. Так что на практике большинство россиян и других иностранцев, окончивших школу у себя на родине, выбирают альтернативный путь: учёбу в международном колледже, «переходном мостике» в британский университет. Во многих международных колледжах есть программы и для и тех, кто ещё не окончил на родине среднюю школу, – на них принимают с 14 или даже с 13 лет. В отличие от традиционных частных школ международные колледжи не участвуют в национальных британских рейтингах – за небольшим исключением учебных заведений, в которых число студентов-британцев сравнимо с числом иностранцев. Но результаты, которые показывают лучшие международные колледжи, впечатляют. Так, например, в 2005 году 68% питомцев D'Overbroeck's College получили высший балл А на выпускных экзаменах, 91% показал результат не хуже В; 4 выпускника зачислены в Оксфорд. St. Clare's College, в котором преподавание ведётся по программе IB, по результатам экзаменов занял 4-е место в стране среди учебных заведений, преподающих Международный бакалавриат, пропустив вперёд лишь знаменитые Sevenoaks, KCS Wimbledon и Winchester. Список выпускников Cambridge Tutors College, получивших в 2004 и 2005 годах три или четыре А, занимает не одну страницу, а в списке университетов, где они сейчас учатся, Кембридж, Оксфорд, Лондонская школа экономики, Университетский колледж Лондона, Стокгольмский университет – топ-университеты мира. У международных колледжей есть несколько преимуществ перед традиционными школами. Здесь ниже вступительные требования: помимо хорошей успеваемости достаточно подтвердить знание английского на среднем уровне. Тем, кто нужного языкового уровня пока не достиг, не откажут – предложат пройти до начала занятий интенсивный языковой курс. В колледжах существенно короче сроки оформления заявки (от 4–5 недель, в школах-пансионах – от нескольких месяцев). И при подготовке к экзаменам студенты международных колледжей получают преимущество перед питомцами самых прославленных частных школ, веками воспитывающих элиту британского общества. В колледже манерам не обучают, к занятиям спортом не принуждают – здесь все усилия направлены на главную цель: подготовить студента к сдаче экзаменов с самым высоким результатом. Маленькие, не больше 8 человек, классы – норма для колледжа. При необходимости со студентом занимаются индивидуально. В колледже отлично понимают, что одно дело – знать предмет, а совсем другое – уметь его сдавать. Поэтому важной наукой сдавать экзамены здесь тоже не пренебрегают. Выпускникам школ в международных колледжах предлагается и другой, более быстрый, чем A-level или IB, вариант подготовки, предусматривающий к тому же особую, упрощённую процедуру зачисления в университет – программу University Foundation Course, a это ещё одно преимущество.
Foundation – отличная возможность для 17-летнего выпускника российской школы догнать британских сверстников, и в 18 лет, как и они, оказаться на университетской скамье. Foundation вдвое короче курса A-level – всего один учебный год. Стандартные требования к поступающим: минимальный возраст 17 лет, наличие диплома о среднем образовании (российский аттестат зрелости вполне годится) и знание английского (IELTS от 5,5). В некоторых колледжах (например, в Cambridge Tutors College) можно выбрать отдельные предметы. Это очень удобно, к примеру, для выпускников британских школ, недобравших баллов при поступлении в университет. Другие колледжи предлагают готовые программы для тех, кто готовится поступать на специальности, связанные с экономикой, бизнесом и финансами, для будущих юристов, для поступающих на инженерные специальности. Выпускники такой подготовительной программы могут рассчитывать на место в тех университетах, которые эту программу признали. Механизм распределения выпускников по университетам предельно прост, если студент набирает на выпускных экзаменах более 65% от максимально возможной суммы баллов, он выбирает любой университет из списка университетов – партнёров колледжа. Менее престижным, «средним» университетам достаются «средние» студенты. Чем хуже результаты экзаменов, тем скуднее выбор. Самые востребованные подготовительные программы, такие, как Foundation по бизнесу, экономике, политике, можно найти не только в каждом международном колледже, но и в крупных языковых школах. К примеру, в школе Bell International в Кембридже. Среди университетов, готовых принять выпускников Foundation из этой школы, есть очень именитые, например Варвикский, Эссекский, Плимутский. Но два самых старых и знаменитых университета – Кембридж и Оксфорд – Foundation не признают. Есть и ещё одно ограничение: медицинские специальности. Тем, кто мечтает о дипломе врача, приходится учиться по двухгодичным программам A-level или IB.
Май – месяц принятия решений. Школы решают судьбу тех, кто уже прошёл вступительные тесты и собеседования: кого-то принимают, кому-то отказывают. Соответственно, продвигается очередь в листе ожидания, иногда очень существенно. В мае ещё можно успеть собрать документы для заявки: справку об успеваемости за последние 2–3 года (или аттестат зрелости*) и характеристику из школы. Также ещё можно успеть организовать ознакомительную поездку в школы и международные колледжи, а в последние можно даже успеть поступить.
Многое можно – главное, принять решение и быть готовым трудиться изо всех сил. Ради достойной цели – подготовиться и стать студентом одного из лучших университетов мира.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха