Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"
При подготовке статьи использованы материалы электронных изданий The Times и Коммерсант
Автор текста: Елена Коптелова
Школьная реформа в Великобритании пока не повлияла на качество среднего образования в целом по стране, следует из очередного международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment). Знания учащихся школ в Великобритании по математике, чтению и естественным наукам остаются "средними".
Новые данные были опубликованы в декабре этого года, они подвели итог прошлогоднего (2015 года) тестирования по предметам школьной программы 15-летних учащихся в 72 странах мира. Результаты, которые продемонстрировали школьники Великобритании, заставили экспертов заявить о возможном провале реформ среднего образования, начатых несколько лет назад правительством консерваторов. По их мнению, качество преподавания в школах не улучшается, и как следствие, ни о каких успехах в международных рейтингах речи быть не может. Так ли это на самом деле, имеет значение не только для самих британцев, но и для многочисленных иностранцев, приезжающих учиться в Соединённое Королевство.
В связи с этим консультанты компании «Альбион» обращают внимание на то, что тест PISA проходил во всех школах Великобритании, как в обычных государственных, так и в именитых частных (где обучается лишь 7% учащихся).
Для справки: в каждой стране в исследовании участвует несколько тысяч школьников, которые в течение двух часов тестируются по трём дисциплинам - математике, чтению и естественным наукам. Чтобы отследить динамику, тест проводится раз в три года. За это время, как считают авторы инициативы - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), становятся более очевидными тенденции в системе образования той или иной страны.
Уровень знаний британских школьников почти не изменился с момента предыдущего тестирования в 2012 году, хотя многие ожидали значительного продвижения вверх. Великобритании удалось подняться на 15-е место в естественных науках, что закономерно: науки всегда были сильной стороной англичан. Но при этом общий результат - 509 баллов - оказался даже ниже, чем три года назад. По чтению английские школьники идут на 22 месте (на одну позицию лучше предыдущих результатов), а по математике - на 27-м. По количеству баллов по этим предметам они лишь немного выше среднего уровня в мире. И надо заметить, что каких-то заметных подвижек Британия не демонстрирует уже десять лет.
В 2010 году это стало поводом для «срочных реформ». Майкл Гоув, бывший тогда министром образования Соединённого Королевства, заявил, что провал страны в рейтингах PISA - это «заслуга» предыдущего лейбористского правительства, которое в погоне за равными возможностями для всех снизило образовательные стандарты.
По мнению директора по образованию ОЭСР Андреаса Шляйхера, некоторые британские реформы всё же начинают работать. Так, право школ самостоятельно выбирать учебные программы дало положительный результат - место Великобритании в рейтинге хоть и не существенно, но повысилось. Но в целом, прошло ещё слишком мало времени, чтобы ожидать значительных изменений, считает г-н Шляйхер. Об эффективности реформ, касающихся содержания программ и экзаменов, можно будет судить только через несколько лет.
Вместе с тем г-н Шляйхер подчеркнул, что если положительная траектория не прослеживается, то, возможно, стоит посмотреть, насколько задуманные преобразования эффективны на практике, насколько они полезны для обычного школьника.
«Нам нужно сократить разрыв между бедными и богатыми учениками, и в то же время повысить качество преподавания в целом, а не в отдельно взятой престижной школе, - утверждает президент образовательного фонда Sutton Trust сэр Питер Лампл. - Эти изменения гораздо более важны, чем многообещающие структурные реформы, сменяющие друг друга».
С этим мнением согласен и генеральный секретарь Национальной ассоциации директоров школ Рассел Хобби: «Данные теста PISA этого года как нельзя лучше доказывают, что реформы пока не работают. Правительства экспериментируют с образованием, но это никак не повышает ни его качество, ни его доступность». Подтверждает приведённое выше мнение обескураживающий факт, что ученики знаменитых частных школ Великобритании демонстрируют примерно такие же результаты, как их сверстники из обычных школ в странах-лидерах рейтинга PISA. Этот результат, ранее уже прогнозировавшийся специалистами «Альбиона», может серьёзно повредить образовательному имиджу частных школ-пансионов Англии, Шотландии и Уэльса среди иностранных родителей.
А самыми успешными оказались школьники тех стран, где с раннего возраста детей в процессе обучения распределяют в различные группы по уровню развития и способностей. В этом случае усвоение материала идёт быстрее, а успехи в учёбе более заметны. Так, в начале нулевых на протяжении нескольких лет безусловным лидером рейтингов PISA была Финляндия. А начиная с 2009 г. её потеснили азиатские страны - Гонконг, Южная Корея, Япония и Сингапур. Школьники из Сингапура, кстати, заняли первое место в этом году, набрав наибольшее количество баллов по всем трём предметам. Из европейских стран, кроме упомянутой Финляндии, наилучшие результаты у Эстонии (в первой десятке по трём предметам), Швейцарии (математика) и Ирландии (чтение). В топ-10 попала и Канада, заняв 3-е место по чтению, 7-е по естественным наукам и 10-е по математике.
Однако образовательные эксперты советуют не переоценивать рейтинг PISA. Это всего лишь выборочная оценка, пусть и обозначающая общую тенденцию. Чем больше стран участвует в исследовании, тем сложнее их сравнивать, тем более что системы образования могут сильно отличаться. К примеру, все отметили прогресс российских школьников в этом году, которые поднялись с 42-го места на 26-е по читательской грамотности и с 34-го на 23-е место - по математической. Но рост по естественным наукам был всего лишь 8 баллов, и, по словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, это можно объяснить тем, что «в отличие от других стран, у нас это разные предметы: отдельно математика, физика, химия, биология, поэтому общие результаты могут быть ниже».
Кроме того, некоторые страны, например Китай, представлены в рейтинге лишь несколькими регионами. В прошлом исследовании присутствовал только Шанхай, который тогда занял первое место, а в этот раз к нему добавились Пекин, Гуанджоу и Цзянсу, и это отбросило Китай на несколько строчек вниз. Впрочем, по математике (6-е место) и естественным наука (10-е место) Поднебесная все равно осталась в десятке лидеров.
И всё же, несмотря на эти факторы, снижающие объективность оценки, рейтинг PISA сохраняет свое значение для определения образовательной политики. Так или иначе он отражает состояние школьной системы той или иной страны и подталкивает образовательных чиновников к реформам. Рассуждая о том, что же надо сделать, чтобы среднее образование в Англии стало блестящим не только в частных школах для избранных, эксперты «Альбиона» предлагают обратить внимание на опыт Канады. Её сильными сторонами являются индивидуальный подход в обучении, поддержка способных детей из малообеспеченных семей и успешная интеграция мигрантов. Такой подход может оказаться для Англии более подходящим, чем «азиатский путь», основанный на зубрежке, учёбе с утра до вечера, многочисленных экзаменах и обязательных репетиторах.
Хотя сегодня репетиторы в Великобритании стали так же привычны и необходимы для амбициозных выпускников, как и в России.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха