Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"
Мартин Стивен: "Выбирайте школу без парадного макияжа...."
Мартин Стивен - один из самых известных педагогов Великобритании, долгое время был директором самых престижных и успешных школ - лондонской St Paul’s, The Perse School в Кембридже и Manchester Grammar School. Более 2000 его учеников поступили в Оксфорд и Кембридж. В 2011 году он совершил мировое турне в поиске идеальной модели образования. Результатом изучения работы школ в разных уголках планеты стала недавно опубликованная книга Educating The More Able Student, посвящённая обучению одарённых детей. А около двух лет назад он основал школу для детей со склонностью к математике и естественным наукам - The National Mathematics and Science College (NMSC).
Образовательная компания «Альбион» предоставила возможность журналисту Елене Коптеловой побеседовать с Мартином Стивеном и выяснить, как и где лучше всего учить школьника, чтобы обеспечить ему успешное будущее.
- Доктор Стивен, вы написали книгу, посвящённую образованию одарённых детей, а недавно открыли школу NMSC, которая также рассчитана на талантливых молодых людей, как вы утверждаете, будущих мировых лидеров. Почему эта тема так важна для вас?
- Одарённые дети так же нуждаются в специальной заботе и специальных программах обучения, как и, скажем, дети с ограниченными возможностями. Многим это кажется странным, распространённое заблуждение - талантливые дети и так себе пробьют дорогу. В результате в большинстве стран вообще нет школ для способных детей, считается, что они просто не нужны.
Хотя есть и исключения. Приведу лишь три примера. Первый - это австралийская программа SHIP (её ещё называют IGNITE). Для одарённых детей открываются специальные классы внутри обычных школ, и они проходят отдельные предметы, к которым у них есть склонность, в расширенном объёме и в ином темпе, чем их сверстники. Другой пример - американский Robinson Center при Вашингтонском университете в Сиэтле. Этот центр показал, что даже маленькие дети могут осваивать учебный материал быстро, двигаясь, образно говоря, по "выделенной полосе" обучения. И это никоим образом не лишает их детства, не влияет негативно на психику, как думают некоторые.
И, наконец, третий пример - венгерская программа «Гений», в которую вовлечена вся страна. Её преимущество в том, что общество участвует в поиске оптимальной модели образования ребёнка и оценки его достижений.
Конечно, примеров гораздо больше, и мы все можем учиться друг у друга, скажем, весьма поучителен российский опыт математических спецшкол.
В Англии таких школ нет, и наш колледж в этом смысле уникален. Мы решили сконцентрироваться на преподавании математики, физики, химии и биологии, поскольку именно эти науки переживают кризис не только в Англии, но и по всему миру. Количество старшеклассников и студентов, выбирающих направление STEM (Science, Technology, Engineering and Maths) падает, а, между тем, именно они могли бы в будущем победить рак, использовать энергию термоядерного синтеза и остановить глобальное потепление. Мир как никогда нуждается в их таланте. Наша задача - найти и вырастить эти таланты.
- В своей книге вы говорите о том, что «структура английского среднего образования нуждается в радикальной реорганизации». Что пошло не так с обучением в знаменитых частных школах Великобритании?
- Я имел в виду не всю систему образования, а только ту её часть, которая касается одарённых детей. Нам нужно изменить именно это - подходы к обучению способных школьников.
В Англии немало очень хороших школ, чьи выпускники поступают в топовые университеты мира. И это не только знаменитые частные школы-пансионы, такие как Eton, St Paul's, Winchester, Westminster или Wycombe Abbey. Но и ряд государственных школ, так называемых, grammar schools, и новые колледжи "шестой формы" (школы для старшеклассников, где в течение двух лет готовят к поступлению в университет - Прим. ред.), например, Hills Road Sixth Form College в Кембридже. Ни одна из них не является школой для одарённых детей в чистом виде, но все они селективны - отбирают способных учеников на основе их академических достижений.
По такому же принципу работает государственная школа The London Academy of Excellence, в создании которой я имел честь принимать участие. В этом году 20 её выпускников получили приглашение в Оксбридж, на мой взгляд, потрясающий результат, если принять во внимание, что школе всего четыре года!
- Означает ли это, что британская система в целом не требует изменений?
-Я не знаю ни одной образовательной системы в мире, которая бы не требовала изменений. Посмотрите, как за последние годы соцсети и интернет поменяли наших детей. Это настоящая революция: они совершенно по-другому говорят, общаются между собой. И образование должно это учитывать: школы просто обязаны использовать в своей работе те же соцсети, новейшие технологии, мобильные приложения и т.д. И, кстати, Великобритания - одна из немногих стран, которая готова к изменениям и постоянно что-то реформирует в своей системе образования.
- Кстати, о текущих образовательных реформах в Великобритании. Как вы их оцениваете? Пока создаётся впечатление, что они малоэффективны: британские школьники снова "провалили" международный тест PISA, оценки на прошлогодних экзаменах GCSE ухудшились. По вашему мнению, ещё слишком рано ожидать результата или стоит пересмотреть политику в области школьного образования?
-Я считаю, что образовательные реформы в Англии работают. Взять, к примеру, такой проект, как London Challenge. Он превратил столичные школы из самых худших в лучшие в стране. Или та же The London Academy of Excellence, которую я уже упоминал. Еще 10 лет назад такая школа была бы невозможна.
У нас в Британии существует общая база данных школ. В ней хранятся результаты экзаменов и другие школьные показатели. Так вот, если посмотреть эту базу за последние несколько лет, то станет очевидно, что в школьном образовании наметился сдвиг к лучшему. А оценки GCSE ухудшились лишь потому, что эти экзамены стали заметно сложнее. В любом случае для заметных преобразований требуется время.
(За последние два года британские школы и их выпускники столкнулись с более сложным, чем ожидали и к чему готовились, уровнем экзаменов GCSE и A-levels, что, в частности, привело к многочисленным случаям отказов со стороны топовых школ в продолжении обучения тех учеников, чьи текущие результаты были оценены как «В» или ниже: школы вынуждены «с запасом» устанавливать планку сложности экзаменационных испытаний. - примечание «Альбиона»)
Но вместе с тем я вынужден признать, что образовательные реформы в Великобритании сталкиваются с той же проблемой, что и везде. Мы пытаемся играть в новую игру по старым правилам. Современные школьники получают большую часть фактической информации из интернета, им уже не надо, как раньше, полагаться в этом на школу. Соответственно, школы должны учить решать проблемы, а базовые знания дети могут приобрести и дома, за компьютером. Мы пока не готовы признать, что дом - это такое же учебное пространство, как школа, где родители выступают в роли учителей.
- А что вы скажете о месте Великобритании в последнем международном исследовании качества образования PISA, которое чуть выше среднего?
- Я не доверяю рейтингу PISA. Более того, считаю его вредным. Методика проведения теста и составления рейтинга неоднократно подвергалась критике и дискредитировала себя в образовательной среде. Успех в PISA зависит исключительно от того, соответствует ли национальная школьная программа содержанию теста. Например, в Великобритании такого соответствия нет, в результате даже способные ученики могут ответить далеко не на все вопросы, просто потому что они это не проходили. Я также не исключаю, что в отдельных странах учеников специально готовят к сдаче этого теста. Возможна и подтасовка результатов, потому что должного контроля нет.
Скажу больше, я вообще противник рейтингов. Что они измеряют? Насколько умный ребёнок? Но в школах, ежегодно занимающих первые места в рейтингах, большинство детей с высоким IQ, иначе в такую школу не попасть. Спрашивается, как с такими учениками не оказаться в первой пятёрке? Рейтинги не оценивают прогресс ученика, чему школа научила ребёнка, насколько его уровень вырос за время учёбы, другими словами всё то, что в английском языке называется value added. Пожалуй, единственный их плюс - прозрачность и деятельности школы, и её результатов. Но эти результаты должны оцениваться в контексте конкретной школы.
- Другими словами, успех отдельных стран, таких как Сингапур, Китай, Канада, в рейтинге PISA, не стоит принимать во внимание и у них нечему поучиться?
-Хотя, повторюсь, я не верю в PISA, всё же нельзя игнорировать тот факт, что, например, в Канаде профессия учителя в большом почёте, и этим, в частности, объясняется успех канадского образования. Образование может выжить при плохой инфраструктуре, плохом климате или плохом правительстве. Но с плохими учителями ему не выжить.
Что касается азиатских стран, то это совершенно другая культура, которую сложно и незачем копировать. Конечно, там есть отличные школы, достойные подражания, например, The Raffles Institution в Сигапуре или Confucius International Schools в Китае. Но в целом азиатские школьники берут упорством и трудолюбием, для них совершенно нормально учиться целый день - сначала в школе, потом с репетитором, потом дома. Другой вопрос, что детей в Юго-Восточной Азии не учат работать самостоятельно, из-за этого треть студентов там не заканчивает вуз.
Или вот другой момент: бытует мнение, что уровень знаний и подготовки азиатских школьников по базовым предметам гораздо выше, чем у их английских сверстников. Это так, но в то же время им не хватает креативности и фантазии. Лучше всего это выражено в мнении, которое мне не раз приходилось слышать в странах Азии: «Наши студенты могут собрать iPad, но не могут его создать». Конечно, и у нас есть свои крайности. Правда - где-то посередине, на пересечении базовых знаний и креативности.
- В своей книге вы упомянули, что в Англии есть все предпосылки для создания лучшей программы для одарённых детей? Что это за программа и как она могла бы реализовываться?
-Как я уже сказал, сейчас роль таких спецшкол в Великобритании выполняют в основном лучшие частные школы, в том числе школы-пансионы, а также некоторое количество государственных селективных школ. По большому счёту нет необходимости открывать отдельные учебные заведения для талантливых детей, достаточно создать специальные отделения внутри существующих школ, обязательно - в сотрудничестве с университетами. Наше преимущество в том, что хорошие университеты рассредоточены по всей стране, и при желании любая школа может найти себе партнёрский вуз. Смысл в том, чтобы дать способному ребёнку возможность раскрыться и с помощью университета заняться тем, что ему интересно вне рамок школьной программы.
Подростки не хотят быть умнее других и выделяться среди одноклассников. Их нельзя заставить учиться по особой программе, их надо заинтересовать. Предложить сделать проект по теме, которая их увлекает. Найдите их страсть, и всё пойдёт легко. Вдохновите их, и они сделают всю работу за вас. Дети должны учиться с удовольствием, и моя мечта - чтоб стало как можно больше школ, в которых ученики счастливы.
- Ваша школа - такая?
- Преимущество NMSC - выдающиеся учителя. В отличие от других школ, нам проще было найти хороших преподавателей по математике и естественно-научным дисциплинам, потому что это наша специализация. У нас они могут работать с полной отдачей. И что не менее важно, у нас они объединены общими интересами с учениками. Вы бы видели, какие удивительные вещи случаются на уроках, когда все занимаются любимым делом. Уровень восторга и энтузиазма зашкаливает! В дальнейшем мы планируем привлекать к преподаванию также аспирантов и молодых учёных. Вообще отношения учителя и ученика в Великобритании иные, чем в других странах - более близкие и более личные. В основе английского образования лежит забота о ребёнке.
Еще один плюс хороших британских школ в целом и нашей в частности - акцент на том, что происходит за пределами класса, то есть на внеклассных занятиях. Во многих странах учитель приходит на урок, проводит его и уходит домой. Когда я был учителем, я ходил с моими учениками на спортивные соревнования, водил их в походы, ездил с ними в театр, и таким образом я узнавал их лучше, и это помогало мне учить их лучше.
В нашей школе немало занятий, которых нет у других. Например, у нас работает Парламентский клуб, который позволяет ученикам посещать заседания британского парламента, общаться с членами правительства, видеть работу политиков изнутри. Занятия по музыке и драме у нас ведут настоящие профессионалы из таких театральных и музыкальных организаций, как Birmingham Philharmonic Orchestra, The Royal Shakespeare Company, Belgrade Theatre, Coventry. И это лишь несколько примеров.
Внешкольные занятия очень важны не только сами по себе, но и для будущей учёбы в университете. Вуз боится получить инфантильного студента, неспособного управлять своим временем, и как следствие - успешно закончить курс. Поэтому приёмная комиссия смотрит не только на оценки по профильным предметам, но и на то, чем занимался абитуриент в школе. Если у него получилось хорошо учиться, одновременно посещая, например, несколько кружков, то, скорее всего, он может себя организовать.
- Что, кроме этого, требуется для успешного поступления в престижный британский университет?
- Прежде всего выбирайте "свой" университет. Посмотрите, что предлагает тот или иной вуз, и решите, что вам больше подходит. Затем изучите, что выбранный университет больше всего ценит в абитуриентах и что, наоборот, не хочет видеть у своих студентов. Заполните заявку с помощью специалиста в этом деле. То же самое касается интервью. Доведите до совершенства свой английский. И постарайтесь убедить университет, что вы будете хорошим студентом, хотя теперь ни родители, ни учителя не будут вас заставлять учиться. Для университета очень важно, чтобы студент закончил курс и получил диплом. Иначе ему грозят немалые штрафы. И, наконец, попав в университет, старайтесь проводить как можно больше времени с единомышленниками, с теми, с кем вам будет полезно и интересно. Не тратьте время на ерунду.
- Что вы можете порекомендовать российским родителям, отправляющим своих детей на учёбу в Англию? Как избежать разочарований?
- Я бы посоветовал родителям внимательно изучать успехи школы и в то же время реально оценивать, на что способен ребёнок. Единственный стоящий рейтинг школ (с учетом всех сегодняшних оговорок- примечание «Альбиона») публикуется ежегодно в ноябре в газете The Sunday Times. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок поступил в Гарвард, Принстон, Йель, Оксфорд или Кембридж и у него есть способности, выбирайте школу из топ-50. Если ваша цель - университет, входящий в Russell Group, можно рассматривать школы из первой сотни. И отправляйтесь в школу как можно раньше! Обратите внимание, помогает ли школа с английским (есть ли у неё дополнительные занятия языком для иностранцев). А вот какая программа предлагается - A-level или IB, не так важно: и та, и другая готовит в университет.
Если это школа-пансион, познакомьтесь с управляющим пансионом. Если он вам не нравится, не отдавайте туда ребёнка. Избегайте школ, которые размещают иностранных детей в пансионах, в которых местные школьники отказываются жить.
Но всё же главный совет - обязательно посетите школу и делайте выбор сердцем, а не головой. Из личного опыта могу сказать, так вы не ошибётесь. Вы как родители знаете своего ребёнка лучше, чем даже он себя сам. И когда вы приезжаете в школу, бессознательно отмечаете разные плюсы и минусы. Именно это и имеет значение. Выбрать школу - как собрать сложный пазл: ваш ребёнок - одна его часть, школа - другая.
Посмотрите столько школ, сколько сможете. Хотя снова из своего опыта могу сказать, что больше пяти - это уже перебор. Ни в коем случае не выбирайте школу по картинкам и рекламе. Из всего можно сделать конфетку, даже из самой ужасной школы. Сегодня многие учебные заведения во главу угла ставят бизнес, продажи, то есть привлечение любым способом иностранных учеников. И им зачастую не обойтись без «парадного макияжа».
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха