Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
По просьбе «Альбиона» на вопросы отвечает директор по учебной части британской частной школы-пансиона Caterham School Ким Уэлс.
Частная школа-пансион Caterham School, основанная в 1811 году, расположена недалеко от Лондона, в графстве Суррей. Caterham School входит в топ-40 школ Великобритании по таким академическим показателям, как результаты выпускных экзаменов и прогресс учеников за время учёбы. В 2021 году 83% выпускников закончили школу на «отлично», получив исключительно высшие баллы A и A*. Почти 90% поступили в желаемый университет, включая Оксфорд, Кембридж и ведущие медицинские школы страны. Школа принимает лишь небольшое количество учеников на условиях пансиона – не более 20% от общего числа, поэтому конкурс среди иностранных абитуриентов довольно высокий. Для поступления в Caterham School надо пройти весьма непростые вступительные экзамены, особенно по математике.
- Как пандемия отразилась на школьной жизни? Что изменилось безвозвратно?
- Переход в онлайн у нас прошёл быстро и безболезненно. Нашим учителям потребовалось тридцать минут, чтобы переключиться на новый способ обучения. Дело в том, что мы уже несколько лет использовали новые технологии в учебном процессе. Мы первая и единственная школа в Британии, которая имеет статус Apple Distinguished School. Еще в 2015 году мы интегрировали айпады в процесс обучения. С их помощью ученики продолжали интерактивное общение с учителем вне класса, выполняя задания и получая отзывы о домашней работе. Кроме того, в 2019 году, как раз незадолго до ковида, мы были отмечены престижной наградой The EdTech 50 Schools – за новаторство в использовании образовательных технологий.
Другими словами, мы были хорошо подготовлены к вынужденному переходу на виртуальное обучение. Единственное, чего не хватало, так это понимания, как сделать так, чтобы не пострадало качество. Ведь одно дело – давать лишь выборочные знания и навыки онлайн, и другое – вести абсолютно весь учебный процесс дистанционно. Учителям пришлось искать новые педагогические методы, например, объяснять учебный материал частями, пытаясь донести его до каждого. В любом случае полноценное качественное онлайн-обучение требует гораздо больших усилий, чем преподавание вживую.
Ковид научил школьников большей самодисциплине и самоорганизации, умению планировать время и самостоятельно выполнять задания. Это те полезные навыки, которые пригодятся при любой образовательной модели.
- Продолжите ли вы онлайн или гибридное обучение и в будущем?
- Как я сказал, мы использовали онлайн-технологии и раньше и продолжим в будущем. Гибридная модель обучения уже стала привычной для учеников и оправдала себя. Например, они получают задание прочитать, провести исследование или ответить на вопросы перед уроком, а потом, уже на уроке, обсуждают сделанное и учатся коллективно находить решение. Это уже практически университетская система, которую мы успешно применяем и в школе. Пандемия только усилила эту тенденцию. Таким образом мы готовим учеников к будущему – и к учёбе в университете, и к взрослой жизни.
Кроме того, мы перевели родительские собрания в онлайн, и это оказалось очень удобно всем, особенно иностранным родителям, которые теперь чувствуют себя вовлечёнными в школьную жизнь. Так же, онлайн, мы делаем для них тренинги – по общению с детьми, благополучию в семье и др.
Прижились и онлайн-тренинги для учителей. Раньше мы их проводили очно - в обеденное время или вместо уроков. Сейчас никто ничем не жертвует, и все довольны. Другими словами, многие вещи останутся навсегда в онлайн.
- Что ваши ученики думают об онлайн-обучении? Согласны ли вы с тем, что вынужденный массовый переход на дистанционный формат привёл к падению качества и уровня образования?
- Виртуальная школа и для учеников, и для учителей – это большое путешествие. В ход идут технологии, к которым наши дети привыкли и которые и так присутствуют в их повседневной жизни. Я считаю, что при грамотном и умелом использовании они обогащают образовательный опыт. Наши ученики продвинулись вперед благодаря тому, что мы во многом перешли на университетскую модель обучения, в основе которой лежит проектная и командная работа, самостоятельный поиск информации и решений. По моему мнению, у школьников появилось больше мотивации, стремления к достижению цели через преодоление. И действительно, они показывают лучшие результаты в более сложных условиях.
Если кто-то и пострадал от пандемии, то, скорее, из-за неготовности к переменам. Немало школ и в Великобритании, и в других странах, тяжело переживших закрытие, вынужденный перевод занятий в дистанционный формат. Кто-то не справился, где-то дети вообще не учились долгое время. Конечно, из-за этого падает и качество образования, и уровень подготовки школьников.
- Но речь не о Caterham School, верно? По словам вашего директора, за последние два года ученики усвоили много новых уроков и научились гораздо большему, чем предусмотрено школьной программой. О каких уроках он говорил?
- Верить в себя больше, чем прежде. Преодолевать трудности и боль от потерь. Становиться сильнее. Открывать новые возможности в себе. Фокусироваться не только на учёбе, но и принимать жизненные вызовы. В конечном счёте, быть более уверенным в себе.
- Каким образом, на ваш взгляд, можно восполнить образовавшиеся пробелы и восстановить качество образования? Делается ли ставка на дополнительные занятия, в том числе индивидуальные с репетитором?
- Пандемия в этом смысле не добавила ничего нового. Если ученик что-то не понимает или у него есть проблемы с каким-то предметом, он и раньше мог взять индивидуальные занятия с учителем – в обеденное время или после уроков. Такие уроки один-на-один с преподавателем – clinics – есть в любой британской частной школе. Они могут проходить один раз в неделю или чаще, зависит от студента и его прогресса. Кроме того, ученик всегда может участвовать в различных клубах и сообществах по интересам или профилю учебы. Это тоже расширяет базовые знания и повышает общий уровень образования.
- Пандемия привела не только к закрытию учебных заведений и переходу на удалёнку, но и к отмене школьных экзаменов. Как следствие, выпускные оценки, выставленные учителями, побили все рекорды и вызвали немало споров. Насколько им можно доверять? И стоит ли ожидать падения результатов после возвращения экзаменов?
- Если говорить о нашей школе, то все ученики получили свои оценки, те, которые они заслуживали. Хотя в целом проблема с инфляцией оценок из-за пандемии существует, и правительство уже предложило план действий на следующий год, когда школьники снова будут сдавать экзамены. Предлагается максимально смягчить возврат к прежней системе.
На мой взгляд, у нынешних выпускников школ и новоиспечённых студентов проблема не в том, что их знания переоценены, а в том, что у них нет опыта сдачи экзаменов. Падение экзаменационных оценок в будущем может быть связано с этим.
- Как изменилось число иностранных учеников за последние два года? Когда, по-вашему, обучение за рубежом станет таким же привычным делом, как и раньше?
- Вы, возможно, будете удивлены, но у нас стало больше заявок от иностранцев, чем раньше. Мы даже задумываемся об открытии ещё одного пансиона. Ограничения на передвижение и пересечение границ ещё сохраняются, но тем не менее есть простая и понятная схема въезда для граждан разных стран, приезжающих на учёбу в Великобританию. Она позволяет практически без потерь присоединиться к занятиям в школе, которые сейчас почти полностью проходят очно.
- Что бы вы посоветовали потенциальному ученику из России? Что нужно сделать, чтобы поступить в вашу школу, какая подготовка требуется? Кто ваш идеальный кандидат?
- Прежде всего, быть готовым ко всему, что происходит в школе, получать удовольствие от учёбы, активно участвовать во внеклассной жизни, использовать все возможности, которые даёт частная школа-пансион. Поскольку мы селективная школа и отбираем учеников с помощью вступительных тестов и собеседования, важно иметь хорошие знания и высокий уровень английского. Специальная подготовка к вступительным экзаменам совершенно точно не будет лишней. Наш идеальный кандидат – любопытный, трудолюбивый, не пасующий перед трудностями, имеющий интересы и хобби.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха