Среднее образование в Сингапуре
Система образования Сингапура на протяжении последних 30 лет признаётся одной из лучших в мире. По уровню подготовки в области математики и естественных наук сингапурские школьники во многом опережают сверстников из других стран, о чём свидетельствует международное исследование TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study), подтверждают экзаменационные работы сингапурских школ. Всё это – закономерный результат серьёзных инвестиций в образование (20% от госбюджета) и его последовательной модернизации.
Взяв за основу британскую модель образования, сингапурцы добавили в неё гибкость и адаптивность, что позволяет подобрать подходящий вариант обучения для каждого. Для иностранцев открыты и государственные, и частные учебные заведения Сингапура – обучение везде идёт на английском языке, однако большинство выбирает международные частные школы, более адаптированные для детей из разных стран.
Система школьного образования в Сингапуре
Обязательное среднее образование в Сингапуре состоит из двух этапов: начального (7-12 лет) и среднего (13-17 лет). По окончании младшей школы сдаётся экзамен PSLE (Primary School Leaving Examination), а при завершении средней – GCE O-level или N-level (с 2027 года они будут заменены новым единым экзаменом Singapore-Cambridge Secondary Education Certificate, SEC).
А вот предуниверситетской подготовкой в Сингапуре, в отличие от большинства стран, занимаются в основном не национальные (государственные) школы, а специальные учебные заведения – младшие колледжи (junior colleges) и Millennia Institute, где предстоит учиться ещё 2-3 года для получения сертификата GCE A-level. Исключением являются международные частные школы, работающие по западным учебным программам, а также те, национальные и международные сингапурские школы, которые используют так называемую интегрированную программу (Integration Program, IP).
Integration Program длится 6 лет вместо 4-5-летнего стандартного курса сингапурской средней школы, исключает сдачу промежуточных экзаменов O/N-level и сразу даёт квалификацию, открывающую доступ в университет не только в самом Сингапуре, но и за рубежом. IP ориентирована на наиболее успешных учеников: по статистике, лишь 10% выпускников начальных школ Сингапура допускаются к обучению по этой программе.
Интегрированная программа практикуется, например, в четырёх национальных спецшколах Сингапура - NUS High School of Mathematics and Science, School of Science and Technology, School of the Arts и Singapore Sports School. Первая из них – школа математики и естественных наук – создана в партнёрстве с главным университетом страны, National University of Singapore (NUS, 7-е место в мире по рейтингу QS World University Rankings 2026). NUS High School of Mathematics and Science работает по собственному учебному плану NUS High School, предполагающему, в числе прочего, модульную систему обучения университетского образца и исследовательскую работу.
Школьные реформы: в поисках оптимальной модели обучения
Сингапурская система школьного образования за свою относительно недолгую историю пережила не одну волну преобразований. Первая реформа была проведена в начале 80-х годов прошлого века, спустя 15 лет после основания государства Сингапур. Нарастив к тому времени число учебных заведений, правительство объявило о переходе от количества к качеству. Именно тогда началось деление школьников на потоки в зависимости от их способностей и успеваемости. В средней школе появилось три направления (потока) обучения: экспресс, стандартное академическое и стандартное техническое. Тогда же в Сингапуре была запущена программа для одарённых детей Gifted Education Programme.
Следующий виток реформ случился в 1997 году, когда школы Сингапура получили большую автономию и свободу в выборе учебных планов, методик обучения и профильных ниш. В учебных программах акцент был сделан на развитии творческого мышления учеников, внедрении проектной и командной работы на уроках, компьютерной грамотности. Различия между разными потоками обучения начали размываться, министерство образования страны провозгласило, что «успех, как горный хребет, имеет много пиков, и не ограничивается только академическими достижениями».
В 2004-2005 годах, помимо внедрения в сингапурских школах упомянутой выше шестилетней интегрированной программы, прошли нововведения в ряде международных школ Сингапура. Три новых учебных заведения – Anglo-Chinese School (International), Hwa Chong International School и SJI International School – получили право принимать местных школьников наравне со школьниками-иностранцами (до этого им требовалось специальное разрешение Министерства образования). Но при условии, что в учебную программу, помимо английского, обязательно войдёт один из национальных языков. К сегодняшнему дню двуязычие и слияние восточных и западных моделей образования стало повсеместным явлением в международных частных школах Сингапура.
И наконец, в 2024 году сингапурские школы перешли на новую, предметно-ориентированную концепцию обучения. Теперь экзамен PSLE за курс младшей школы определяет не направление (поток) дальнейшего обучения, а достигнутый уровень изучения каждого предмета. Таких уровней три – G1, G2 и G3, за время учёбы ученик может переходить с одного на другой в зависимости от своих успехов. Предполагается, что новый подход поможет выстроить учебный план в соответствии с сильными сторонами и интересами каждого ученика и положит конец прежней гонке за высокими оценками по всем предметам и любой ценой, обеспечивающими место в «хорошем» классе.
Кроме того, в этом же году началась реализация плана технологической трансформации образования EdTech Masterplan 2030, цель которого развитие цифровой грамотности учащихся, внедрение новых технологий, в первую очередь ИИ, а также развитие изобретательского мышления и навыков под конкретные задачи рынка труда. Искусственный интеллект уже применяется в школах Сингапура для обучения английскому языку и математике, на очереди – другие предметы.
В каких школах Сингапура может учиться иностранец
По закону, иностранные школьники могут поступать и в государственные, и в частные учебные заведения страны. Однако зачисление ученика - иностранца в госшколу возможно только после успешного прохождения вступительного экзамена AEIS по английскому языку и математике и при наличии вакантных мест, количество которых весьма невелико.
В национальных частных школах Сингапура таких ограничений для иностранцев нет, а международные учебные заведения страны и вовсе ориентированы в первую очередь на школьников из-за рубежа. На настоящий момент в городе-государстве работает более 80 международных школ, предлагающих в большинстве своём англоязычные программы обучения (британскую GCSE/A-level, американскую High School/AP и International Baccalaureate, IB (прим.: признана нежелательной на территории РФ)).
Среди международных частных школ Сингапура есть и филиалы престижных западных учебных заведений, например, здесь представленные британские частные школы Dulwich College, Brighton College, North London Collegiate School, The Perse School, канадская Canadian International School, австралийская Australian International School, а также такие совместные образовательные проекты, как Anglo-Chinese School, Hwa Chong International School и др.
Все эти школы принимают учеников-иностранцев в том числе на условиях пансиона и помогают им адаптироваться к новой среде и системе образования. Этому способствуют специальные внеклассные мероприятия, организуемые для иностранных учеников, а также дополнительные занятия и консультации с учителями по предметам школьной программы. Как утверждает директор Hwa Chong International School Линда Ли, новички-иностранцы достаточно быстро интегрируются в школьную жизнь, нивелируют разницу в знаниях и догоняют одноклассников. А новая культурная и национальная среда расширяет их мировосприятие и обогащает жизненный опыт.
Для поступления в лучшие международные школы Сингапура требуется хорошее знание английского языка (уровень зависит от возраста кандидата) и базовых предметов. Приёмная комиссия проводит собеседование с каждым абитуриентом, а при необходимости и тестирование. «Альбион» помогает подготовиться и успешно пройти вступительную процедуру.
Алгоритм подготовки и поступления – см. здесь.