GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
Газета "Telegraph Weekend", электронное издание "The Telegraph", 26 августа 2011 г.
После выхода результатов GCSE перед студентами встает серьёзный выбор. Директор Brighton College Richard Cairns даёт несколько советов (перевод статьи сделан в "Альбионе").
Теперь, когда результаты экзаменов на руках, можно решать, что делать дальше. Продолжить ли обучение на Sixth Form и готовиться к A-Level? Если да, то какие предметы выбрать для изучения? А если результаты GCSE не слишком впечатляют, стоит ли пересдавать?
Большинство студентов, принявших решение продолжить обучение в Sixth Form, уже предварительно сделали выбор предметов на A-Level. Но сейчас самое время поразмыслить над этим решением, учитывая свои фактические оценки за GCSE.
Если результаты не оправдали ожидания...
Если говорить прямо, то большинство хороших университетов захлопнут перед вами двери, пока вы не улучшите свой результат. Оценки в сертификате GCSE действительно, играют роль, т.к. по сравнению с другими странами, британские университеты предлагают студентам места ещё до того, как они сдадут свои последние квалификационные экзамены, которыми в большинстве случаев являются A-Level. Это означает, что приёмные комиссии вузов придают большое значение результатам GCSE, а ведущие университеты будут в первую очередь обращать внимание на процент A* и A.
Поэтому вам необходимо подумать о пересдаче, если вы действительно хотите поступить в университет и обладаете умственным потенциалом, дающим возможность успешно его закончить. Однако, необходимо помнить, что университетам и работодателям будет известно о вашей пересдаче, поэтому запаситесь убедительными аргументами.
Советую не тратить время на ненужные предметы, а пересдавать только то, что действительно необходимо для поступления. Если же у вас нет никакого желания пересдавать GCSE, то вам нужно принять тот факт, что дальнейшая учёба - не для вас. Используйте это время для обучения, например, на профессиональных курсах. Страна нуждается не только в выпускниках вузов, но и в квалифицированных работниках, и мы все знаем людей, которые достигли огромного успеха в жизни, так и не получив диплома.
Если результаты хорошие, но не по академическим предметам
Если оценки хорошие, но не по основным предметам, то вы находитесь примерно в таком же невыгодном положении. В наше время в условиях высокой конкуренции вузы обращают особое внимание на сдаваемые предметы. Математика, английский, биология, физика, химия, история, география и язык ценятся гораздо больше, чем деловое администрирование, СМИ или социология.
Этот факт недавно подчёркивал министр образования Майкл Гоув, когда представлял Английский Бакалавриат - новую зонтичную квалификацию, которая присваивается студентам, набравшим баллы "C" и выше по традиционным предметам. В дальнейшем данная квалификация может стать необходимым компонентом для успешного поступления в хороший университет.
Возможно, уже поздно приступать к пересдаче GCSE, но если в будущем вы всё-таки хотите поступить в вуз, то есть смысл сфокусировать свои усилия на основных предметах.
На A-Level стоит пойти учиться, даже если у вас не идеальные результаты GCSE, но выбор предметов в этом случае будет существенно ограничен, а также, если вы уже точно знаете, чем будете заниматься, достигнув 18 лет, и подумываете о профессиональных курсах A-Level.
Если результаты по всем предметам хорошие
Если вы получили по большинству предметов А*, А и В, и только одну или две С, то у вас есть все шансы успешно закончить A-Level. Здесь я могу дать 3 совета.
Во-первых, выбирайте те предметы, которые вам действительно интересны. Вы будете посвящать огромное количество времени четырём предметам, и очень важно, чтобы они вам нравились, и вы хотели исследовать их. Не стоит ошибочно делать выбор в пользу тех предметов, по которым у вас наивысший балл GCSE. Если вы получили А по физике, но она вас не особо увлекает, не выбирайте её на A-Level.
Во-вторых, выбирайте те предметы, которые ценятся вузами. Кембридж уже давно публикует список тех предметов на A-Level, которые играют наименее значимую роль при подготовке к университету. (см. приложение)
Другие ведущие университеты сходятся во мнении и подчеркивают в своих проспектах необходимость изучения математики, физики, истории и английского языка. К сожалению, многим молодым людям даже не предоставили такой возможности.
Статистика 2007 года показывает, что в 247 общеобразовательных школах ни один ученик не изучал на A-Level физику, в 187 школах никто не изучал химию, а в 96 школах - математику.
В-третьих, делайте выбор в пользу тех предметов, которые будут полезны для выбранного вами курса и вашей дальнейшей карьеры (см. приложение).
В случае, если вы ещё до конца не определились с курсом и направлением, то вот список предметов, которые стоит взять на A-Level в любом случае: биология, химия, экономика, английская литература, история, языки (древние или современные), математика (и высшая математика) и физика.
Несмотря на после-экзаменационную эйфорию, не помешало бы остановиться на пару минут и убедиться, что программа A-Level, к которой вы готовы вот-вот приступить, действительно вас увлечёт и в то же время даст вам отличную возможность поступить на желаемый факультет в выбранный вуз. Я обещаю, что эти 120 секунд вы потратите не зря.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Предметы, наименее эффективные для подготовки на A-Level, по мнению University of Cambridge:
- Бухгалтерское дело
- Информационные и коммуникационные технологии
- Искусство и дизайн
- Деловое администрирование
- СМИ
- Изучение коммуникаций
- Музыкальные технологии
- Танцы
- Дизайн и технологии
- Театральное искусство
- Фотография
- Киноискусство
- Физкультура
- Здравоохранение и социальное обеспечение
- Спорт
- Внутренняя экономика
- Путешествия и туризм
Предметы, необходимые к изучению на A-level для продолжения карьеры в той же области:
- Научные разработки и исследования: фокус на сильнейшем предмете, английский язык.
- Бухгалтерское дело: математика и экономика
- Биологические науки: биология и/или химия, математика
- Бизнес/менеджмент: математика, экономика, языки
- Стоматология: биология и химия
- Экономика: математика, экономика
- Машиностроение: математика и физика, а также высшая математика
- Право: эссе как минимум по одному предмету (английский, история, классические цивилизации, история искусства и др.)
- Журналистика/СМИ: английский и эссе по одному предмету
- Медицина: биология, химия и математика или физика
- Физические науки: математика, физика, химия
- Ветеринария: биология и химия
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха