В Японию за британским образованием (сентябрь 2025)
Интервью с основателем и директором школы Rugby School Japan, RSJ, провела и записала журналист Елена Коптелова.
Некогда закрытая для иностранцев, в наше время Япония старается привлечь их в свои школы и университеты и заинтересовать дальнейшими карьерными перспективами. Действующая в стране стратегия интернационализации образования J-MIRAI предполагает к 2033 году в три раза увеличить число англоязычных средних школ и иностранных учеников в них, удвоить количество университетских программ на английском языке и довести до 60% уровень трудоустройства выпускников-иностранцев.

Но и сейчас в Японии есть сильные международные школы, предлагающие учебные программы на английском языке. Одна из таких школ – Rugby School Japan, филиал легендарной британской Rugby School, известной благодаря изобретению не только одноименной спортивной игры, но и новой модели образования. В первой половине 19 века тогдашний директор Рагби Томас Арнольд ввёл в программу математику, историю, географию, современные языки и спорт, сделав ставку на качественное образование, воспитание характера и сочетание свободы с дисциплиной. Эта модель школьного образования стала канонической и была спроецирована на другие учебные заведения, включая знаменитый Итон, ради конкуренции с которым и затевалась эта реформа.
Уже в нашем веке Rugby School начала экспансию на Восток. В 2017 году первый филиал школы открылся в Таиланде, а в 2023 году – в Японии. Японская Рагби (Rugby School Japan, RSJ) расположена в научно-технологическом кластере Касиваноха к северо-востоку от Токио, по соседству с одним из кампусов Токийского университета. О том, что представляет из себя школа, как британские традиции образования уживаются с японскими и как туда поступить российскому школьнику, рассказывает основатель и директор RSJ Тони Дарби.
- Господин Дарби, чем сильна Rugby School Japan, каковы её преимущества, если не считать громкого имени и пятивековой истории воспитания британской и зарубежной элиты, унаследованных от головной школы в Англии?
- У школы Рагби в Японии немало преимуществ по сравнению с другими подобными учебными заведениями. Это и уникальная инфраструктура кампуса, где есть всё для разностороннего развития детей, и высокие стандарты образования, и особая забота о воспитании целостной и гармоничной личности. Мы уделяем одинаковое внимание трём основным компонентам: академической подготовке, формированию характера и раскрытию способностей. Наша задача – создать прочную основу для успешной жизни и карьеры ученика, чем бы он ни занимался и где бы ни жил по окончании школы. RSJ учит не бояться ошибок и провалов, двигаться вперёд вопреки всему.
- Чем японский филиал отличается от британской Rugby School? Есть ли разница в учебной программе?
- Мы полностью следуем британскому учебному плану IGCSE/A-level и поддерживаем высокие стандарты обучения Рагби, гарантирующие поступление в университет и успешную карьеру. Программа A-level заслуженно считается одним из самых эффективных способов подготовки к дальнейшей учёбе в университете. Углублённое изучение профильных предметов будущей университетской специализации выгодно отличает её от других школьных программ – и национальных, и международных. А входящий в курс расширенный исследовательский проект EPQ (Extended Project Qualification) знакомит с тем, как устроена учёба в вузе.
- Как стать учеником RSJ? Наверняка у вас, как и у других сильных школ, есть вступительный отбор?
- Школа принимает детей с 11 лет, и чем старше ребёнок, тем выше требования и к знанию английского, и к общей подготовке. Так, на первую ступень мы принимаем даже с уровнем A2, поскольку есть специальные занятия английским как иностранным. Но дальше от поступающих требуется знание языка, достаточное для освоения учебного материала и общения. Мы проводим вступительное тестирование не только по английскому языку с помощью Oxford Placement Test, но и просим кандидата сдать тест CAT4 и пройти интервью. Тех, кто поступает в старшие классы на программу A-Level, помимо этого, тестируем по профильным предметам и математике. Нам важно, чтобы ученик и школа подходили друг другу, для этого и существует вступительный отбор.
- Кого больше в Rugby School Japan – японцев или иностранцев? Какую поддержку получают иностранные ученики и насколько, по Вашему мнению, им легко адаптироваться к новой среде и незнакомой культуре?
- В настоящий момент в школе учатся представители 24 национальностей. 60% учеников – иностранцы. Система пансиона, обязательная для школьников из-за рубежа, обеспечивает максимальную поддержку и заботу, как в смысле учёбы, так и жизни в чужой стране. У школы шесть домов-резиденций, рассчитанных на 60 человек каждый. Попадая в свой дом, ребёнок становится частью сообщества, своего рода новой семьи, где он учится жить в коллективе, находить общий язык с разными людьми, помогать и получать помощь. Он всегда может обратиться к специальным сотрудникам пансиона, которые доступны круглосуточно. Кроме того, у каждого несовершеннолетнего иностранного ученика обязательно есть опекун – этого требуют законы страны.
Для пансионеров ежедневно организуются различные мероприятия и активности, культурная программа на выходные. Для них проводятся дополнительные занятия по английскому и другим предметам, индивидуальные консультации с учителями. К нам приезжают дети со своим характером и привычками, все они разные, но мы знаем, как сделать так, чтобы их адаптация к новой среде была максимально быстрой и комфортной. К тому же, Япония – очень гостеприимная и приветливая страна, иностранцам здесь рады. А уроки японского в нашей школе помогут почувствовать себя ещё более уверенно.
- Вы упомянули, что на территории кампуса есть всё для всестороннего развития детей. Расскажите об этом подробнее.

- Спортивная инфраструктура школы включает в себя бассейн, несколько спортзалов, открытых площадок и дорожек, три теннисных корта. В школе есть театр, танцевальная студия, актовый зал, инновационная лаборатория, библиотека, не говоря о классах, оборудованных по последнему слову техники. Абсолютно каждый может найти себе что-то по интересам.
Что касается школьных резиденций, то в каждой из них, помимо спальных комнат, есть гостиные, кухни, учебные зоны. В школьной столовой предлагается большое разнообразие блюд международной кухни, а также снэки и напитки для перекусов между основными приёмам пищи. Наши ученики часто называют пансион домом, что лучше других слов характеризует их отношение к жизни в Rugby School Japan.
- Как Вы готовите своих учеников к поступлению в университет? Есть ли уже опыт успешных поступлений, с учётом того, что школа Рагби в Японии открылась относительно недавно?
- Как правило, в нашу школу приходят учиться те, кто изначально нацелен на дальнейшее поступление в один из лучших мировых университетов. Сильная академическая программа RSJ позволяет это сделать без какой-либо дополнительной подготовки. Но школьные советники по университетскому образованию помогают ребятам правильно выбрать вуз, составить заявку на поступление и максимально эффективно пройти всю вступительную процедуру. В 2025 году наши первые выпускники успешно поступили в такие престижные университеты, как King’s College London, UCL, University of Edinburgh (Великобритания), McGill University, University of British Columbia (Канада), Peking University (Китай), Bocconi University (Италия) и др. Часть из них ещё ожидает зачисления в университеты Австралии и Новой Зеландии, где учебный год начинается весной. Мы рассчитываем, что с каждым годом у нас будет всё больше и больше подобных успешных историй.
- Канадская международная школа в Сингапуре: качественное англоязычное образование для успешного будущего
- В Японию за британским образованием (сентябрь 2025)
- Обучение в Сингапуре: лучшие международные школы ждут детей из России (август 2025)
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха