Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж

Интервью с Ксенией Фёдоровой, бывшей студенткой "Альбиона", провела и записала Елена Коптелова

Продолжаем серию интервью со студентами «Альбиона», которые учатся или закончили топ-университеты за рубежом. В непростом 2020 году Ксения Федорова закончила с отличием одну из престижных частных школ Англии и поступила в лондонский Империал-колледж, где теперь изучает биохимию. Согласно рейтингам, Империал-колледж входит в десятку лучших университетов мира и имеет высокую репутацию у работодателей – 99.8% из ста по данным рейтинга QS World University Rankings 2021.

- Почему вы решили учиться за рубежом и с чего начался ваш путь в заграничный университет?

- Как наверное у многих других, кто сейчас учится в школах и университетах за рубежом, мой путь начался с летнего лагеря. С помощью компании «Альбион» родители отправили меня на каникулы в Англию, лагерь проходил на базе частной школы-пансиона. Мне там так понравилось, что захотелось учиться в такой школе и дальше.
«Альбион» подобрал нам несколько частных школ-пансионов в Великобритании, из которых была выбрана школа для девочек Moreton Hall. В этой школе я проучилась несколько классов и получила аттестат об общем среднем образовании GCSE. Но готовиться в университет решила в другом месте.
Тогда у меня уже была цель поступить в один из топ-университетов Великобритании, и чтобы ее осуществить, нужна была высокорейтинговая школа. Поэтому на двухгодичную предуниверситетскую программу A-level я перешла в Headington School в Оксфорде. Основными предметами своей специализации я выбрала биологию и химию, планируя, что в университете буду изучать биохимию.

- Как вы выбирали университет? Участвовала ли в этом процессе школа?

- Школа ничего не советовала на этот счет, решение, куда подавать документы, мы принимали сами. Но можно было проконсультироваться с преподавателями по поводу выбранных университетов – какие из них предпочтительнее с учетом ваших оценок, где лучше преподают интересующие вас дисциплины, куда больше шансов поступить.
Империал-колледж я выбрала, в частности, потому, что мне понравилась структура курса по биохимии в этом университете. На первом курсе преподают клеточную и молекулярную биологию, а на третьем можно специализироваться в исследованиях рака и процессов старения организма. Все эти темы мне очень интересны. К тому же, в отличие от Оксфорда, в который я тоже подавала документы, в программе по биохимии не было математического уклона. Что тоже было важно для меня, поскольку я не брала математику на A-level.

- Что требовалось для поступления на вашу специальность?

- Поскольку Империал-колледж не проводит ни тестирования, ни интервью, то оценки и мотивационное письмо имеют первостепенное значение при поступлении. Университет указывает в качестве вступительного требования три A (эквивалент пятерки). У меня были две A* (5+) - по биологии и EPQ (дополнительная проектная работа) - и две A - по химии и экономике.
Но даже с этими оценками я не была до конца уверена, что меня примут. Те, кто поступает в Империал, обычно подают документы и в Оксбридж, поскольку оценки позволяют это сделать. Соответственно, академический уровень поступающих очень высокий, нередко у абитуриентов все три оценки А*. Конкурс в Империал-колледж в моем случае был 8 человек на место. И мне пришлось конкурировать и с более сильными кандидатами.
Сама же процедура поступления стандартная – в указанные сроки подается заявление и комплект документов через службу UCAS. Нужно приложить прогноз оценок на выпускных экзаменах A-level и мотивационное письмо с описанием своих достижений в выбранной области. Я написала о практике в Институте генетики им. Вавилова, которую мне организовал «Альбион» после первого года обучения на A-level, о победах в олимпиадах, о монографиях, которые я прочитала, о дополнительных занятиях по профильным предметам в школе.

- Вы поступали в университет еще до пандемии, а учиться начали накануне второй волны. Удалось ли вам хотя бы какое-то время провести в кампусе, познакомиться с однокурсниками и преподавателями, или сразу все обучение было онлайн?

- Я подавала документы на поступление раньше, чем обычно, потому что в моем списке был Оксфорд. Поэтому и ответ мне пришел рано – уже в начале декабря. Тогда еще ни о каком вирусе, карантине и переходе на онлайн и речи не было. До середины марта мы учились в школе, как обычно. Я планировала съездить на День открытых дверей в Империал-колледж, но к моменту его проведения уже был объявлен локдаун, и я там не побывала лично.
Летом университет разослал всем студентам сообщение, что обучение будет преимущественно онлайн и в кампус можно не приезжать. Но я все-таки поехала, как и многие другие студенты. У меня было всего одно очное занятие, а потом опять все закрылось и мы перешли на дистанционное обучение. Только на практические работы в лаборатории мы ходили вплоть до начала декабря, до тех пор пока их не отменили.
Конечно, общение вживую в таких условиях было сведено к минимуму. Можно было ходить в библиотеку, но тоже с соблюдением всех мер предосторожности. И все же преподаватели постарались сделать так, чтобы мы, первокурсники, познакомились друг с другом, пусть и через экран компьютера. Подталкивали к общению в свободное время – для этого устраивались специальные онлайн-встречи и клубы.

- Расскажите поподробнее, как построено онлайн-обучение?

- По расписанию у нас две лекции в день. Они выкладываются в полночь, а просмотр предполагается с восьми утра до двенадцати дня. Но понятно, что их можно смотреть когда угодно и сколько угодно раз. Это очень удобно. После лекций, тоже почти каждый день, проходят интерактивные уроки вопросов и ответов с профессором. И это хоть какое-то общение с преподавателем в эпоху онлайн.
Кроме лекций, у нас есть тьюториалы (семинары) и так называемые Problem Classes. Нам дают список вопросов, надо подготовиться и ответить. Поскольку на таких занятиях в группе 4 человека, то нет шанса, что тебя не спросят. И это, конечно, мотивирует заниматься систематически.
Есть также обязательное посещение некоторых дополнительных модулей, а все остальное – на усмотрение студента. Другими словами, тебя ни к чему не обязывают, но учиться надо. Могу сказать, что онлайн-формат требует очень сильной мотивации и ответственности.

- Насколько легко было приспособиться к такому формату обучения? Что нравится, а что нет?

- По академической составляющей никаких сюрпризов не было: все организовано так, как я и думала. Правда, сначала было непросто себя организовать и найти мотивацию. На адаптацию ушел весь первый триместр. Старые школьные техники запоминания и изучения материала уже не работали, надо было находить новые. Самое главное – научиться правильно распределить время, тогда все успеваешь и привыкаешь к новому распорядку дня.
Мне нравится, что лекции записаны, и их всегда можно перемотать назад. Или поставить нужную скорость, «пролистывая» то, что и так понятно, и останавливаясь на сложных моментах. И что самое важное – записи лекций можно использовать для подготовки к экзаменами, вместо того чтобы штудировать горы учебного материала и литературы.
Я не считаю, что онлайн-формат на первом курсе как-то негативно сказывается на качестве образования. Все, что делает университет с начала учебного года, меня вполне устраивает. И даже то, что было изменено расписание. Мы заканчиваем занятия раньше, чем если бы учились очно, - таким образом университет подстраивается под разные часовые пояса, в которых вынуждены находится его студенты.

- А кроме этого, изменилась ли как-то учебная программа?

- По содержанию – нет. На моем курсе по специальности «биохимия» примерно 100 человек, нас разделили на 4 группы – для практических работ. Сейчас у всех одна программа: 4 модуля – биологическая химия, клеточная и молекулярная биология, ферменты и метаболизм. Плюс отдельно преподаются математика и программирование. Изменения коснулись только структуры курса: всю теоретическую часть перенесли на второй триместр, а все практические работы – на третий. Поскольку лабораторные эксперименты не проведешь онлайн. Есть надежда, что на последний триместр (2020-21 учебного года – Прим. автора) мы вернемся в кампус.
На втором курсе можно будет уже выбирать отдельные предметы для изучения. А на третьем пойдет специализация и работа в небольших группах.

- Вы сказали, что пока вы не видите особых минусов дистанционного обучении. Но разве вам не хватает живого общения – с преподавателями, однокурсниками, полноценной студенческой жизни в кампусе и за его пределами?

- Общения, конечно, не хватает. Хотя у нас есть общий чат курса, где можно обсудить любые вопросы. Пока все происходит только так. Но с другой стороны, что касается учебы и контакта с преподавателями, есть свои плюсы. Например, при очном обучении после лекций не предусмотрены совместные обсуждения и разбор непонятных моментов в форме вопросов-ответов. Да, ты можешь подойти к профессору и задать свой вопрос, но упустить что-то, что отметили другие. А тут целое занятие посвящено общению с преподавателем - это очень полезное дополнение к лекции и большая помощь в освоении материала.

- Что для вас самое сложное в учебе?

- Мне кажется, самое сложное для студента-иностранца в британском университете – большой объем чтения и самостоятельной работы. Чтобы все успевать, надо быстро читать и хорошо понимать. В первом триместре было особенно непросто, нам еще повезло, что все экзамены сейчас онлайн и их разрешено сдавать с открытым учебником.
В подготовке к экзаменам нам очень помогали старшекурсники: скидывали в общий чат экзаменационные задания прошлых лет, объясняли, на что обратить внимание, как правильно оформлять курсовые работы. Это, кстати, очень важно – за оформление снимают баллы. И итоговая оценка будет низкой, даже если все остальное отлично!
В первом триместре у нас было два письменных экзамена, каждый из которых длился 3 часа. Надо было написать эссе и ответить на вопросы. Финальная оценка за год складывается из экзаменов (60%) и практических работ (40%). Но, в целом, первый год не сильно влияет на диплом: он «весит» лишь 7,5%.

- Предусмотрены ли программой практика, стажировка, исследовательская работа?

- Практических занятий по моей специальности немало, но реальный опыт дает программа Year in Industry. Подавать заявку на участие в ней можно после второго года обучения. Она не включена в учебный курс, университет всего лишь информирует студентов о такой возможности, в лучшем случае может помочь с оформлением документов. Но инициативу должен проявить студент сам и сам же все себе организовать. Это касается и любых других стажировок. Суть программы Year in Industry в том, что к вашему обычному трехлетнему бакалаврскому курсу добавляется еще один год практики в индустрии. Чтобы в ней участвовать, надо иметь оценки не ниже 2.1 (вторая группа после высшей, 60-69% из ста – Прим. автора). Буду пробовать в нее попасть.
Но мне также хотелось бы найти место стажировки и после первого курса, хотя это крайне сложно. Университет советует несколько сайтов, где выложена информация о практике для студентов. Но самый верный способ - списаться с профессорами и найти среди них того, кто согласится тебя взять. В редких случаях возможна даже оплачиваемая стажировка – все зависит от темы и цели исследования.

- Где вы сейчас живете, как у вас устроен быт? Чем еще, кроме учебы, вы занимаетесь?

- Я живу в студенческом общежитии. Нас разделили на группы по 6 человек и поселили в отдельных блоках. Общаться можно только внутри них, выходить за пределы жилого блока не рекомендуется. Кроме учебы, предлагаются разные занятия по интересам, но тоже онлайн. Именно поэтому я их не беру: и так все в компьютере, хочется отдохнуть от экрана и переключиться. Выходить на улицу можно, но соблюдая все правила – дистанция, маски. Я хожу в магазин и библиотеку, в основном.
Очень хочется верить, что к третьему триместру (начинается в апреле – прим. автора) будут сняты многие ограничения.

- Что вы ждете от студенческой жизни после снятия ограничений?

- Хотелось бы больше общения со сверстниками. Чтобы друзья были не только онлайн. Планирую наконец записаться в разные студенческие клубы и сообщества. Сейчас я уже состою в сообществе по биохимии, в будущем хочу подать заявку в дискуссионный клуб и участвовать в дебатах. Также меня интересует право.
Я считаю, специализироваться в чем-то одном хорошо, но лучше составить представление о разных сферах деятельности, чтобы потом сделать осознанный выбор карьеры. У нас есть возможность взять дополнительные предметы, в том числе из других специальностей. Кстати, среди выпускников нашего факультета немало тех, кто уходит в бизнес и финансы.

- А что собираетесь делать вы после университета?

- Поскольку я выбрала научную специализацию, то после бакалавриата буду поступать в магистратуру. Мне интересна исследовательская работа. Я это поняла благодаря практике в Институте генетики, которую мне два года подряд организовывал «Альбион», за что им огромное спасибо.
В будущем мне хотелось бы работать в Англии, заниматься наукой. А вот что касается магистратуры, то я надеюсь поступить в университет с еще более высоким рейтингом – или в Оксфорд, или в один из топовых вузов США. Мне кажется, всегда надо стремиться к большему и ставить перед собой значительные цели.