Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Выбрать школу – как собрать пазл

Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"

Мартин Стивен: "Выбирайте школу без парадного макияжа...."

Мартин Стивен - один из самых известных педагогов Великобритании, долгое время был директором самых престижных и успешных школ - лондонской St Paul’s, The Perse School в Кембридже и Manchester Grammar School. Более 2000 его учеников поступили в Оксфорд и Кембридж. В 2011 году он совершил мировое турне в поиске идеальной модели образования. Результатом изучения работы школ в разных уголках планеты стала недавно опубликованная книга Educating The More Able Student, посвященная обучению одаренных детей. А около двух лет назад он основал школу для детей со склонностью к математике и естественным наукам - The National Mathematics and Science College (NMSC).
Образовательная компания «Альбион» предоставила возможность журналисту Елене Коптеловой побеседовать с Мартином Стивеном и выяснить, как и где лучше всего учить школьника, чтобы обеспечить ему успешное будущее.

- Доктор Стивен, вы написали книгу, посвященную образованию одаренных детей, а недавно открыли школу NMSC, которая также рассчитана на талантливых молодых людей, как вы утверждаете, будущих мировых лидеров. Почему эта тема так важна для вас?

- Одаренные дети так же нуждаются в специальной заботе и специальных программах обучения, как и, скажем, дети с ограниченными возможностями. Многим это кажется странным, распространенное заблуждение - талантливые дети и так себе пробьют дорогу. В результате в большинстве стран вообще нет школ для способных детей, считается, что они просто не нужны.
Хотя есть и исключения. Приведу лишь три примера. Первый - это австралийская программа SHIP (ее еще называют IGNITE). Для одаренных детей открываются специальные классы внутри обычных школ, и они проходят отдельные предметы, к которым у них есть склонность, в расширенном объеме и в ином темпе, чем их сверстники. Другой пример - американский Robinson Center при Вашингтонском университете в Сиэтле. Этот центр показал, что даже маленькие дети могут осваивать учебный материал быстро, двигаясь, образно говоря, по "выделенной полосе" обучения. И это никоим образом не лишает их детства, не влияет негативно на психику, как думают некоторые.
И, наконец, третий пример - венгерская программа «Гений», в которую вовлечена вся страна. Ее преимущество в том, что общество участвует в поиске оптимальной модели образования ребенка и оценки его достижений.
Конечно, примеров гораздо больше, и мы все можем учиться друг у друга, скажем, весьма поучителен российский опыт математических спецшкол.
В Англии таких школ нет, и наш колледж в этом смысле уникален. Мы решили сконцентрироваться на преподавании математики, физики, химии и биологии, поскольку именно эти науки переживают кризис не только в Англии, но и по всему миру. Количество старшеклассников и студентов, выбирающих направление STEM (Science, Technology, Engineering and Maths) падает, а, между тем, именно они могли бы в будущем победить рак, использовать энергию термоядерного синтеза и остановить глобальное потепление. Мир как никогда нуждается в их таланте. Наша задача - найти и вырастить эти таланты.

- В своей книге вы говорите о том, что «структура английского среднего образования нуждается в радикальной реорганизации». Что пошло не так с обучением в знаменитых частных школах Великобритании?

- Я имел в виду не всю систему образования, а только ту ее часть, которая касается одаренных детей. Нам нужно изменить именно это - подходы к обучению способных школьников.
В Англии немало очень хороших школ, чьи выпускники поступают в топовые университеты мира. И это не только знаменитые частные школы-пансионы, такие как Eton, St Paul's, Winchester, Westminster или Wycombe Abbey. Но и ряд государственных школ, так называемых, grammar schools, и новые колледжи "шестой формы" (школы для старшеклассников, где в течение двух лет готовят к поступлению в университет - Прим. ред.), например, Hills Road Sixth Form College в Кембридже. Ни одна из них не является школой для одаренных детей в чистом виде, но все они селективны - отбирают способных учеников на основе их академических достижений.
По такому же принципу работает государственная школа The London Academy of Excellence, в создании которой я имел честь принимать участие. В этом году 20 ее выпускников получили приглашение в Оксбридж, на мой взгляд, потрясающий результат, если принять во внимание, что школе всего четыре года!

- Означает ли это, что британская система в целом не требует изменений?

-Я не знаю ни одной образовательной системы в мире, которая бы не требовала изменений. Посмотрите, как за последние годы соцсети и интернет поменяли наших детей. Это настоящая революция: они совершенно по-другому говорят, общаются между собой. И образование должно это учитывать: школы просто обязаны использовать в своей работе те же соцсети, новейшие технологии, мобильные приложения и т.д. И, кстати, Великобритания - одна из немногих стран, которая готова к изменениям и постоянно что-то реформирует в своей системе образования.

- Кстати, о текущих образовательных реформах в Великобритании. Как вы их оцениваете? Пока создается впечатление, что они малоэффективны: британские школьники снова "провалили" международный тест PISA, оценки на прошлогодних экзаменах GCSE ухудшились. По вашему мнению, еще слишком рано ожидать результата или стоит пересмотреть политику в области школьного образования?

-Я считаю, что образовательные реформы в Англии работают. Взять, к примеру, такой проект, как London Challenge. Он превратил столичные школы из самых худших в лучшие в стране. Или та же The London Academy of Excellence, которую я уже упоминал. Еще 10 лет назад такая школа была бы невозможна.
У нас в Британии существует общая база данных школ. В ней хранятся результаты экзаменов и другие школьные показатели. Так вот, если посмотреть эту базу за последние несколько лет, то станет очевидно, что в школьном образовании наметился сдвиг к лучшему. А оценки GCSE ухудшились лишь потому, что эти экзамены стали заметно сложнее. В любом случае для заметных преобразований требуется время.

(За последние два года британские школы и их выпускники столкнулись с более сложным, чем ожидали (и к чему готовились), уровнем экзаменов GCSE и A-levels, что, в частности, привело к многочисленным случаям отказов со стороны топовых школ в продолжении обучения тех учеников, чьи текущие результаты были оценены как «В» или ниже: школы вынуждены «с запасом» устанавливать планку сложности экзаменационных испытаний. - примечание «Альбиона»)

Но вместе с тем я вынужден признать, что образовательные реформы в Великобритании сталкиваются с той же проблемой, что и везде. Мы пытаемся играть в новую игру по старым правилам. Современные школьники получают большую часть фактической информации из интернета, им уже не надо, как раньше, полагаться в этом на школу. Соответственно, школы должны учить решать проблемы, а базовые знания дети могут приобрести и дома, за компьютером. Мы пока не готовы признать, что дом - это такое же учебное пространство, как школа, где родители выступают в роли учителей.

- А что вы скажете о месте Великобритании в последнем международном исследовании качества образования PISA, которое чуть выше среднего?

- Я не доверяю рейтингу PISA. Более того, считаю его вредным. Методика проведения теста и составления рейтинга неоднократно подверглась критике и дискредитировала себя в образовательной среде. Успех в PISA зависит исключительно от того, соответствует ли национальная школьная программа содержанию теста. Например, в Великобритании такого соответствия нет, в результате даже способные ученики могут ответить далеко не на все вопросы, просто потому что они это не проходили. Я также не исключаю, что в отдельных странах учеников специально готовят к сдаче этого теста. Возможна и подтасовка результатов, потому что должного контроля нет.
Скажу больше, я вообще противник рейтингов. Что они измеряют? Насколько умный ребенок? Но в школах, ежегодно занимающих первые места в рейтингах, большинство детей с высоким IQ, иначе в такую школу не попасть. Спрашивается, как с такими учениками не оказаться в первой пятерке? Рейтинги не оценивают прогресс ученика, чему школа научила ребенка, насколько его уровень вырос за время учебы, другими словами все то, что в английском языке называется value added. Пожалуй, единственный их плюс - прозрачность и деятельности школы, и ее результатов. Но эти результаты должны оцениваться в контексте конкретной школы.

- Другими словами, успех отдельных стран, таких как Сингапур, Китай, Канада, в рейтинге PISA, не стоит принимать во внимание и у них нечему поучиться?

-Хотя, повторюсь, я не верю в PISA, все же нельзя игнорировать тот факт, что, например, в Канаде профессия учителя в большом почете, и этим, в частности, объясняется успех канадского образования. Образование может выжить при плохой инфраструктуре, плохом климате или плохом правительстве. Но с плохими учителями ему не выжить.
Что касается азиатских стран, то это совершенно другая культура, которую сложно и незачем копировать. Конечно, там есть отличные школы, достойные подражания, например, The Raffles Institution в Сигапуре или Confucius International Schools в Китае. Но в целом азиатские школьники берут упорством и трудолюбием, для них совершенно нормально учиться целый день - сначала в школе, потом с репетитором, потом дома. Другой вопрос, что детей в Юго-Восточной Азии не учат работать самостоятельно, из-за этого треть студентов там не заканчивает вуз.
Или вот другой момент: бытует мнение, что уровень знаний и подготовки азиатских школьников по базовым предметам гораздо выше, чем у их английских сверстников. Это так, но в то же время им не хватает креативности и фантазии. Лучше всего это выражено в мнении, которое мне не раз приходилось слышать в странах Азии: «Наши студенты могут собрать iPad, но не могут его создать». Конечно, и у нас есть свои крайности. Правда - где-то посередине, на пересечении базовых знаний и креативности.

- В своей книге вы упомянули, что в Англии есть все предпосылки для создания лучшей программы для одаренных детей? Что это за программа и как она могла бы реализовываться?

-Как я уже сказал, сейчас роль таких спецшкол в Великобритании выполняют в основном лучшие частные школы, в том числе школы-пансионы, а также некоторое количество государственных селективных школ. По большому счету нет необходимости открывать отдельные учебные заведения для талантливых детей, достаточно создать специальные отделения внутри существующих школ, обязательно - в сотрудничестве с университетами. Наше преимущество в том, что хорошие университеты рассредоточены по всей стране, и при желании любая школа может найти себе партнерский вуз. Смысл в том, чтобы дать способному ребенку возможность раскрыться и с помощью университета заняться тем, что ему интересно вне рамок школьной программы.
Подростки не хотят быть умнее других и выделяться среди одноклассников. Их нельзя заставить учиться по особой программе, их надо заинтересовать. Предложить сделать проект по теме, которая их увлекает. Найдите их страсть, и все пойдет легко. Вдохновите их, и они сделают всю работу за вас. Дети должны учиться с удовольствием, и моя мечта - чтоб стало как можно больше школ, в которых ученики счастливы.

- Ваша школа - такая?

- Преимущество NMSC - выдающиеся учителя. В отличие от других школ, нам проще было найти хороших преподавателей по математике и естественно-научным дисциплинам, потому что это наша специализация. У нас они могут работать с полной отдачей. И что не менее важно, у нас они объединены общими интересами с учениками. Вы бы видели, какие удивительные вещи случаются на уроках, когда все занимаются любимым делом. Уровень восторга и энтузиазма зашкаливает! В дальнейшем мы планируем привлекать к преподаванию также аспирантов и молодых ученых. Вообще отношения учителя и ученика в Великобритании иные, чем в других странах - более близкие и более личные. В основе английского образования лежит забота о ребенке.
Еще один плюс хороших британских школ в целом и нашей в частности - акцент на том, что происходит за пределами класса, то есть на внеклассных занятиях. Во многих странах учитель приходит на урок, проводит его и уходит домой. Когда я был учителем, я ходил с моими учениками на спортивные соревнования, водил их в походы, ездил с ними в театр, и таким образом я узнавал их лучше, и это помогало мне учить их лучше.
В нашей школе немало занятий, которых нет у других. Например, у нас работает Парламентский клуб, который позволяет ученикам посещать заседания британского парламента, общаться с членами правительства, видеть работу политиков изнутри. Занятия по музыке и драме у нас ведут настоящие профессионалы из таких театральных и музыкальных организаций, как Birmingham Philharmonic Orchestra, The Royal Shakespeare Company, Belgrade Theatre, Coventry. И это лишь несколько примеров.
Внешкольные занятия очень важны не только сами по себе, но и для будущей учебы в университете. Вуз боится получить инфантильного студента, неспособного управлять своим временем, и как следствие - успешно закончить курс. Поэтому приемная комиссия смотрит не только на оценки по профильным предметам, но и на то, чем занимался абитуриент в школе. Если у него получилось хорошо учиться, одновременно посещая, например, несколько кружков, то, скорее всего, он может себя организовать.

- Что, кроме этого, требуется для успешного поступления в престижный британский университет?

- Прежде всего выбирайте "свой" университет. Посмотрите, что предлагает тот или иной вуз, и решите, что вам больше подходит. Затем изучите, что выбранный университет больше всего ценит в абитуриентах и что, наоборот, не хочет видеть у своих студентов. Заполните заявку с помощью специалиста в этом деле. То же самое касается интервью. Доведите до совершенства свой английский. И постарайтесь убедить университет, что вы будете хорошим студентом, хотя теперь ни родители, ни учителя не будут вас заставлять учиться. Для университета очень важно, чтобы студент закончил курс и получил диплом. Иначе ему грозят немалые штрафы. И, наконец, попав в университет, старайтесь проводить как можно больше времени с единомышленниками, с теми, с кем вам будет полезно и интересно. Не тратьте время на ерунду.

- Что вы можете порекомендовать российским родителям, отправляющим своих детей на учебу в Англию? Как избежать разочарований?

- Я бы посоветовал родителям внимательно изучать успехи школы и в то же время реально оценивать, на что способен ребенок. Единственный стоящий рейтинг школ (с учетом всех сегодняшних оговорок- примечание «Альбиона») публикуется ежегодно в ноябре в газете The Sunday Times. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в Гарвард, Принстон, Йель, Оксфорд или Кембридж и у него есть способности, выбирайте школу из топ-50. Если ваша цель - университет, входящий в Russell Group, можно рассматривать школы из первой сотни. И отправляйтесь в школу как можно раньше! Обратите внимание, помогает ли школа с английским (есть ли у нее дополнительные занятия языком для иностранцев). А вот какая программа предлагается - A-level или IB, не так важно: и та, и другая готовит в университет.
Если это школа-пансион, познакомьтесь с управляющим пансионом. Если он вам не нравится, не отдавайте туда ребенка. Избегайте школ, которые размещают иностранных детей в пансионах, в которых местные школьники отказываются жить.
Но все же главный совет - обязательно посетите школу и делайте выбор сердцем, а не головой. Из личного опыта могу сказать, так вы не ошибетесь. Вы как родители знаете своего ребенка лучше, чем даже он себя сам. И когда вы приезжаете в школу, бессознательно отмечаете разные плюсы и минусы. Именно это и имеет значение. Выбрать школу - как собрать сложный пазл: ваш ребенок - одна его часть, школа - другая.
Посмотрите столько школ, сколько сможете. Хотя снова из своего опыта могу сказать, что больше пяти - это уже перебор. Ни в коем случае не выбирайте школу по картинкам и рекламе. Из всего можно сделать конфетку, даже из самой ужасной школы. Сегодня многие учебные заведения во главу угла ставят бизнес, продажи, то есть привлечение любым способом иностранных учеников. И им зачастую не обойтись без «парадного макияжа».