Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Школы в Великобритании: чуть выше среднего?

Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"

При подготовке статьи использованы материалы электронных изданий The Times и Коммерсант

Автор текста: Елена Коптелова

Школьная реформа в Великобритании пока не повлияла на качество среднего образования в целом по стране, следует из очередного международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment). Знания учащихся школ в Великобритании по математике, чтению и естественным наукам остаются "средними".

Новые данные были опубликованы в декабре этого года, они подвели итог прошлогоднего (2015 года) тестирования по предметам школьной программы 15-летних учащихся в 72 странах мира. Результаты, которые продемонстрировали школьники Великобритании, заставили экспертов заявить о возможном провале реформ среднего образования, начатых несколько лет назад правительством консерваторов. По их мнению, качество преподавания в школах не улучшается, и как следствие, ни о каких успехах в международных рейтингах речи быть не может. Так ли это на самом деле, имеет значение не только для самих британцев, но и для многочисленных иностранцев, приезжающих учиться в Соединенное Королевство.

В связи с этим консультанты компании «Альбион» обращают внимание на то, что тест PISA проходил во всех школах Великобритании, как в обычных государственных, так и в именитых частных (где обучается лишь 7% учащихся).

Для справки: в каждой стране в исследовании участвует несколько тысяч школьников, которые в течение двух часов тестируются по трем дисциплинам - математике, чтению и естественным наукам. Чтобы отследить динамику, тест проводится раз в три года. За это время, как считают авторы инициативы - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), становятся более очевидными тенденции в системе образования той или иной страны.

Уровень знаний британских школьников почти не изменился с момента предыдущего тестирования в 2012 году, хотя многие ожидали значительного продвижения вверх. Великобритании удалось подняться на 15-е место в естественных науках, что закономерно: науки всегда были сильной стороной англичан. Но при этом общий результат - 509 баллов - оказался даже ниже, чем три года назад. По чтению английские школьники идут на 22 месте (на одну позицию лучше предыдущих результатов), а по математике - на 27-м. По количеству баллов по этим предметам они лишь немного выше среднего уровня в мире. И надо заметить, что каких-то заметных подвижек Британия не демонстрирует уже десять лет.

В 2010 году это стало поводом для «срочных реформ». Майкл Гоув, бывший тогда министром образования Соединенного Королевства, заявил, что провал страны в рейтингах PISA - это «заслуга» предыдущего лейбористского правительства, которое в погоне за равными возможностями для всех снизило образовательные стандарты.

По мнению директора по образованию ОЭСР Андреаса Шляйхера, некоторые британские реформы все же начинают работать. Так, право школ самостоятельно выбирать учебные программы дало положительный результат - место Великобритании в рейтинге хоть и не существенно, но повысилось. Но в целом, прошло еще слишком мало времени, чтобы ожидать значительных изменений, считает г-н Шляйхер. Об эффективности реформ, касающихся содержания программ и экзаменов, можно будет судить только через несколько лет.

Вместе с тем г-н Шляйхер подчеркнул, что если положительная траектория не прослеживается, то, возможно, стоит посмотреть, насколько задуманные преобразования эффективны на практике, насколько они полезны для обычного школьника.

«Нам нужно сократить разрыв между бедными и богатыми учениками, и в то же время повысить качество преподавания в целом, а не в отдельно взятой престижной школе, - утверждает президент образовательного фонда Sutton Trust сэр Питер Лампл. - Эти изменения гораздо более важны, чем многообещающие структурные реформы, сменяющие друг друга».

С этим мнением согласен и генеральный секретарь Национальной ассоциации директоров школ Рассел Хобби: «Данные теста PISA этого года как нельзя лучше доказывают, что реформы пока не работают. Правительства экспериментируют с образованием, но это никак не повышает ни его качество, ни его доступность». Подтверждает приведенное выше мнение обескураживающий факт, что ученики знаменитых частных школ Великобритании демонстрируют примерно такие же результаты, как их сверстники из обычных школ в странах-лидерах рейтинга PISA. Этот результат, ранее уже прогнозировавшийся специалистами «Альбиона», может серьезно повредить образовательному имиджу частных школ-пансионов Англии, Шотландии и Уэльса среди иностранных родителей.

А самыми успешными оказались школьники тех стран, где с раннего возраста детей в процессе обучения распределяют в различные группы по уровню развития и способностей. В этом случае усвоение материала идет быстрее, а успехи в учебе более заметны. Так, в начале нулевых на протяжении нескольких лет безусловным лидером рейтингов PISA была Финляндия. А начиная с 2009 г. её потеснили азиатские страны - Гонконг, Южная Корея, Япония и Сингапур. Школьники из Сингапура, кстати, заняли первое место в этом году, набрав наибольшее количество баллов по всем трем предметам. Из европейских стран, кроме упомянутой Финляндии, наилучшие результаты у Эстонии (в первой десятке по трем предметам), Швейцарии (математика) и Ирландии (чтение). В топ-10 попала и Канада, заняв 3-е место по чтению, 7-е по естественным наукам и 10-е по математике.

Однако образовательные эксперты советуют не переоценивать рейтинг PISA. Это всего лишь выборочная оценка, пусть и обозначающая общую тенденцию. Чем больше стран участвует в исследовании, тем сложнее их сравнивать, тем более что системы образования могут сильно отличаться. К примеру, все отметили прогресс российских школьников в этом году, которые поднялись с 42-го места на 26-е по читательской грамотности и с 34-го на 23-е место - по математической. Но рост по естественным наукам был всего лишь 8 баллов, и, по словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, это можно объяснить тем, что «в отличие от других стран, у нас это разные предметы: отдельно математика, физика, химия, биология, поэтому общие результаты могут быть ниже».

Кроме того, некоторые страны, например Китай, представлены в рейтинге лишь несколькими регионами. В прошлом исследовании присутствовал только Шанхай, который тогда занял первое место, а в этот раз к нему добавились Пекин, Гуанджоу и Цзянсу, и это отбросило Китай на несколько строчек вниз. Впрочем, по математике (6-е место) и естественным наука (10-е место) Поднебесная все равно осталась в десятке лидеров.

И все же, несмотря на эти факторы, снижающие объективность оценки, рейтинг PISA сохраняет свое значение для определения образовательной политики. Так или иначе он отражает состояние школьной системы той или иной страны и подталкивает образовательных чиновников к реформам. Рассуждая о том, что же надо сделать, чтобы среднее образование в Англии стало блестящим не только в частных школах для избранных, эксперты «Альбиона» предлагают обратить внимание на опыт Канады. Ее сильными сторонами являются индивидуальный подход в обучении, поддержка способных детей из малообеспеченных семей и успешная интеграция мигрантов. Такой подход может оказаться для Англии более подходящим, чем «азиатский путь», основанный на зубрежке, учебе с утра до вечера, многочисленных экзаменах и обязательных репетиторах.

Хотя сегодня репетиторы в Великобритании стали так же привычны и необходимы для амбициозных выпускников, как и в России.