Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Новые британские частные школы: как стать лучшими

Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"

Текст: Елена Коптелова

Традиционные частные школы-пансионы Великобритании с многовековой историей столь знамениты и привлекательны для обеспеченных семей во всем мире по множеству причин. Эти школы - живая история, окруженная ореолом элитарности и особой атмосферы, они прекрасно оснащены и предлагают огромный выбор внеклассных занятий - тех, что обычно родители ищут на стороне, в дополнение к школьной программе. Но все же главное - качественное образование, дающее пропуск в лучшие университеты Великобритании и других стран. И действительно, статистика свидетельствует, что выпускники частных британских школ, которых меньшинство - всего 7% от общего числа по стране, составляют, например, половину всех студентов Кембриджа и Оксфорда.

Казалось бы, все просто: чем стариннее и именитее школа, тем она лучше, и именно в такую школу желательно определить своего наследника. Но если даже бегло взглянуть на последние рейтинги британских школ, отражающие, главным образом, результаты выпускных экзаменов, то на верхних строчках можно увидеть немало учебных заведений, основанных по британским меркам совсем недавно и, тем не менее, ничем не уступающих самым титулованным и престижным пансионам, воспитавшим не одно поколение мировой элиты. На сегодня выпускники именно этих новых амбициозных школ и колледжей успешно берут самые неприступные вершины, в том числе факультеты медицины и права топ-университетов. Достаточно привести один яркий пример - Cardiff Sixth Form College: колледж появился всего 10 лет назад и за это время стал лучшим в стране по результатам выпускных экзаменов A-level, три года подряд занимая первую строчку в соответствующем рейтинге. Почти 95% его выпускников в этом году получили высшие баллы A/A*, с 2011 по 2014 год 23 выпускника колледжа поступило в Кембридж, 8 - в Оксфорд, 19 - в Лондонскую школу экономики (LSE), 15 - в Империал-колледж. Лучшей статистики нет ни у кого.

Возникает закономерный вопрос: каким образом эти в общем-то очень разные учебные заведения, назовем их «новые британские частные школы и колледжи», добиваются столь невероятных результатов? Что они из себя представляют и чем отличаются от других? Ответ на этот вопрос - в статье, подготовленной по итогам интервью с руководителями некоторых из этих школ.

В школе только девочки


Представьте себе маленькую школу-пансион на границе с Уэльсом, в сотнях миль от любимого Лондона, в которой учатся только девочки. 100 акров земли, старинная усадьба 16 века в окружении лесов и полей графства Шропшир. Moreton Hall, так называется школа. Все, что на первый взгляд, может вызвать сомнения, директор Moreton Hall Джонатан Форстер обратил в свои очевидные преимущества.

«Меня часто спрашивают, особенно иностранные родители, где нет традиции раздельного обучения, не создаем ли мы некую искусственную среду, не лишаем ли девочек «нормальной» жизни, - говорит Джонатан Форстер. - Наоборот, отсутствие мальчиков позволяет им чувствовать себя более уверенно и полностью сосредоточиться на учебе и своих интересах. Недавнее исследование министерства образования показало, что девочки в школах раздельного обучения чаще выбирают «мужские» предметы - математику и естественные науки, и преуспевают в них. Посмотрите также на рейтинги, кто занимает первые места в них? Школы для девочек. При этом наши ученицы не изолированы от общества: с мальчиками они встречаются в выходные, во время поездок в город, на межшкольных мероприятиях».

Moreton Hall была основана чуть более ста лет назад, в 1913 году, влиятельной семьей Ллойд-Уиьямс. И пока школа управлялась представителями этой семьи, пока в ней учились ее дети - а длилось это 60 лет, она процветала, привлекая учениц со всего графства. Но потом наступили не лучшие времена, как, впрочем, у многих небольших частных школ в последние десятилетия прошлого века. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы в 1992 году в школу не пришел новый директор, отнюдь не из педагогической среды, а из бизнеса. Джонатан Форстер вернул Moreton Hall семейную атмосферу - в школе училась его дочь, жена вовлечена в школьные дела, дети всех учителей также прошли через Moreton Hall. Но главное - он привнес в школу дух соревновательности и предпринимательства, как основ успеха в любом деле.

Два года назад в Moreton Hall был открыт инновационный центр для естественно-научных дисциплин (Science Centre), в состав которого входит полностью оборудованный медицинский корпус - единственный среди школ Соединенного Королевства. Школа заключила соглашение с соседним Килским университетом, и теперь студенты и преподаватели медицинского факультета вуза - частые гости Moreton Hall. Вполне закономерно, что каждая вторая ученица выбирает хотя бы один предмет по естественным наукам для программы A-level, а медицина стала одной из самых популярных специальностей для дальнейшей учебы в университете.

«Еще десяток лет назад мы не могли похвастаться столь сильным блоком технических и естественных наук (STEM - Sciences, Technology, Engineering, Math), - рассказывает г-н Форстер. - А сегодня у нас в штате консультант по инженерным наукам из Института машиностроения, в школе работает несколько научных обществ, в том числе Brunel Society, участницы которого, например, своими руками собирают двигатель внутреннего сгорания или проектируют мосты. В Великобритании не хватает женщин-ученых и женщин-инженеров, мы далеко позади континентальной Европы по этому показателю. Для сравнения, в Швеции 26% всех инженерных кадров - женщины, в Италии - 20%, а у нас только 9%. Надеюсь, что ситуация поменяется благодаря и нашим усилиям».

Впрочем, это не означает, что все ученицы как одна должны заниматься науками. В школе немало других возможностей найти себе занятие по душе. Скажем, музыке здесь учат преподаватели консерватории, можно заниматься балетом, верховой ездой, а школьные команды по хоккею на траве и лакроссу - лучшие в Великобритании. «За последние 10 лет мы инвестировали около 10 млн фунтов в школьную инфраструктуру, - продолжает директор, - фактически вся школа была перестроена. Появились крытый бассейн, спортивные центры, театр, новое комфортное жилье для пансионеров и гостей». Как следствие, 90% учениц, даже те, кто живет недалеко от школы, предпочитают оставаться в ней на полный пансион.

По мнению директора старшей школы Сары Хьюз, дело тут в особой атмосфере, которую удалось создать в Moreton Hall. «Прежде всего ребенок должен чувствовать себя спокойно, свободно и уверенно, его начинания должны поощряться, тогда появляется интерес к тому, что делаешь, - говорит Сара. - В нашей школе всего 410 учениц, и мы знаем желания и планы каждой. С одной стороны, мы даем девочкам свободу. Например, они могут выбирать практически любые предметы для программ GCSE/A-level и компоновать их на свое усмотрение.У нас нет готовых блоков A-level, мы их составляем из пожеланий учениц, можно, скажем, сочетать гуманитарные науки с математикой, или взять страноведение и древние языки. Некоторых родителей это пугает, но мы считаем, что таким образом мы расширяем возможности девочек, помогаем им быстрее взрослеть и брать ответственность за свои решения. И как показывает практика, они успешно сдают экзамены и поступают в желаемый университет.

С другой стороны, мы выталкиваем девочек из «зоны комфорта», поощряем риск, эксперименты, заставляем их пробовать себя в разных ролях, делать ошибки и учиться на них. Мы стараемся дать им как можно больше полезных навыков. Например, все девочки в обязательном порядке проходят курс ораторского мастерства и публичных выступлений. Почти все так или иначе вовлечены в действующий бизнес-проект школы Moreton Enterprises».

О последнем стоит рассказать чуть подробнее, поскольку ничего подобного нет ни в одной другой школе. Ученицы не «играют» в предпринимательство, а ведут настоящий бизнес с годовым оборотом в 50 тыс. фунтов.

«Все началось 30 лет назад, когда совместно с железнодорожной станцией мы открыли агентство по бронированию билетов, - рассказывает Сара Хьюз. - В 90-х местную железную дорогу собирались закрыть, но наши ученицы взяли в управление помещении станции - в этом был большой риск и большая ответственность, но мы справились с этим, приобретя репутацию школы с предпринимательским уклоном».

Сейчас Moreton Enterprises принадлежат пять магазинов и несколько онлайн-бизнесов, которые полностью управляются старшеклассницами, плюс девочки участвуют в работе местного отделения банка Barclays Bank и сетевого магазина Ryman stationers. В ближайшее время планируется открыть кофейню. Возможно, со стороны это выглядит невероятным, но 16-17-летние девушки успешно справляются с ролью бизнес-леди и к моменту окончания школы имеют самый настоящий опыт предпринимательства. Надо признать, это производит сильное впечатление и на приемные комиссии университетов, и на работодателей.

Философский взгляд на физику

Расширить горизонты своих учеников стараются и в других школах. Так, еще одна школа для девочек Headington School, также основанная 100 лет назад и расположенная в Оксфорде, как и Moreton, делает ставку на «неженские» предметы STEM. В 2013 году Headington была первой девичьей школой, принявшей участие в национальном школьном конкурсе по робототехнике, и выиграла его. Свой успех она повторила и год спустя. Все дело в подготовке, считает заведующий компьютерной лабораторией школы Мэт Хоу: «На уроках ICT (информационные и компьютерные технологии) девочки не ограничиваются только работой на компьютерах, изучением языков программирования, но и учатся, например, паять, работать по дереву и металлу. Мы разрушаем стереотипы, и позволяем ученицам раскрыть таланты в тех областях, где, как считается, они не сильны».

«Новые курсы в университетах появляются с космической быстротой, - продолжает директор программы IB Headington School Джеймс Стивенсон. - Все больше комбинированных программ на стыке разных наук, которые раньше сложно было себе представить. Я изучал физику в университете, и в мое время было всего четыре специализации - физика, астрофизика, атомная физика и физика для медицины. Сейчас же список увеличился в несколько раз, и тут вам и физика+философия, физика+искусство, физика+французский. И это очень хорошо для студентов. Но это и вызов для школ: они тоже стремятся выходить за рамки стандартной программы и давать больше по каждому предмету. Например, мы практикуем такие курсы, как физика и инженерия, практическая физика, а также EPQ (Extending Project Qualifications) - проекты по разным направлениям, благодаря которым ребенок приобретает дополнительные навыки и знания, полезные для дальнейшей учебы и работы».

Однако, как считает г-н Стивенсон, главная задача школы - подготовить в университет. За этим большинство иностранцев и приезжает в британские школы-пансионы. «Консультируя учениц по выбору будущей специальности и учебного заведения, мы никогда не ориентируемся на конъюнктуру рынка, на так называемые востребованные профессии, тем более что спрос меняется, появляются новые профессии, - говорит Джеймс Стивенсон. - Мы помогаем понять, что действительно нравится и получается, и советуем, где этому лучше учиться».

С тем, что выпускники британских школ не гонятся за модными профессиями, а выбирают специальность по способностям и склонностям, согласны и другие опрошенные нами эксперты. «Мы привлекаем профессионалов из разных областей, которые ведут практические занятия и профориентацию в школе, - объясняет Лиам Хьюз, директор Cardiff Sixth Form College (Уэльс). - Благодаря таким занятиям у школьников появляется представление о том, что значит быть, например, исследователем в области медицины или журналистом. Вообще это долгая и кропотливая работа - понять вместе с ребенком, чем бы он мог успешно заниматься, есть ли у него необходимые черты характера для той или иной профессии. И окончательный выбор может совсем не совпадать с желанием родителей или требованием рынка».

«Я считаю, что учиться надо тому, что нравится, - продолжает тему Ким Уэлс из школы Caterham School. - Не стоит загонять себя в рамки, думать о том, удастся ли потом найти работу, будешь ли ты со своей специальностью кому-то нужен. Главное - получить хорошее базовое образование, а квалификацию можно приобрести уже после диплома. Например, многие известные в нашей стране адвокаты не заканчивали юридический факультет. Или вот пример из моей практики: работая в банке (заметьте, у меня лингвистическое образование!), я отвечал, в частности, за набор персонала из числа выпускников вузов. Из каждых 40 претендентов только один имел банковское образование, остальные приходили с совершенно непрофильными дипломами - музыка, искусство, история. Нам было важнее, какими навыками и способностями они обладают, что умеют делать вне рамок своей профессии. Но, конечно, это не касается тех сфер деятельности, где без профильного образования не обойтись - медицина, инженерия, точные науки».

И все же рынок труда оказывает влияние на образование. Согласно последнему исследованию правительственной комиссии по труду и занятости UKCES, наибольший спрос в ближайшие пять лет будет на социальных и медицинских работников, инженеров, IT-аналитиков, бухгалтеров, школьных учителей и управляющих развитием бизнеса. «Безусловно, трудоустройство выпускников - один из главных критериев при выборе вуза, - добавляет Джеймс Стивенсон. - Последние изменения в системе высшего образования Великобритании, прежде всего повышение платы за обучение, на мой взгляд, пошли на пользу и университетам, и студентам. Раньше обучение было практически бесплатным, и это расхолаживало студентов: можно было начать, бросить, потом пойти в другой вуз и т.д. Теперь уже не позволишь себе быть вечным студентом. В то же время это как лакмусовая бумажка сразу же определило, какие программы востребованы, а какие нет. Соответственно, университеты стремятся вкладывать в те направления, которые особенно актуальны для рынка труда, с одной стороны, а с другой - в научные исследования и новые разработки».

Повторения не будет

Вслед за университетами изменения скоро должны прийти и в школы. Задуманная школьная реформа, пробная реализация которой начнется уже скоро, коснется, казалось бы, самой неприкасаемой и безупречной части среднего образования - программы выпускных классов A-level, по результатам которой и поступают в университет.

«Правительство планирует сделать A-level более последовательной, а оценивание пройденного материала более жестким, - говорит Лиам Хьюз из Cardiff Sixth Form Colleges. - Нынешняя модульная система позволяет повторять программу и пересдавать экзамены три раза, добиваясь желаемого результата. А реформа оставит только один шанс: прошел курс, сдал экзамен, никаких возвращений назад. Предполагается также поменять и шкалу оценок. Все это во многом продиктовано требованиями университетов. Еще 50 лет назад только 12% выпускников школ продолжало образование в вузе. Сейчас эта цифра выросла до 50%! Это, конечно, хорошо: общая образованность нации растет. Но в то же время университеты вынуждены быть более избирательны в приеме студентов, вводить дополнительные критерии отбора, ведь все больше абитуриентов получают одинаково высокие баллы на выпускных экзаменах. Перед приемными комиссиями вузов, особенно самых престижных, встает проблема: как выбрать лучших из лучших?».

Можно было бы предположить, что вузам стоит вводить дополнительное вступительное тестирование, как это делают Оксфорд и Кембридж и как это происходит на факультетах медицины, права и творческих специальностей. Однако эксперты полагают, что существующая система поступления в британские вузы с помощью специальной службы UСAS вряд ли поменяется в ближайшее время. Так же сомнительно, что университеты начнут в массовом порядке устраивать собственные вступительные экзамены. «Пока A-level оправдывает себя и дает надежный результат, альтернатива не нужна, - считает г-н Хьюз. - Это понятный и проверенный путь в университет, возможно, ему не повредит небольшое реформирование, но изобретать что-то новое вряд ли стоит».

Директор Cardiff Sixth Form College знает, о чем говорит. Школа начала свою историю всего десять лет назад как небольшой подготовительный центр для британских школьников, испытывающих сложности в учебе и нуждающихся в дополнительных занятиях, как сказали бы у нас, - в репетиторах. Со временем в школе появились ученики из Азии, которым также не хватало знаний и навыков для учебы в британском университете. Сейчас в колледже учатся дети из разных стран, и за последние годы он превратился в ведущую школу Великобритании по результатам экзаменов A-level (первое место в рейтинге три последних года подряд), а ее выпускники становятся студентами лучших университетов, включая Оксфорд и Кембридж.

Стоит отметить, что, как и другие колледжи "шестой формы" (sixth form colleges), то есть двух последних классов средней школы, Cardiff College целенаправленно готовит своих учеников к поступлению в университет и лучше других знает, какой именно подготовки не хватает иностранцам. Основатель колледжа Ясмин Сарвар сама когда-то приехала учиться в Великобританию, ей хорошо известно, с какими сложностями сталкиваются даже самые способные и талантливые студенты из-за рубежа. Но именно они благодаря своему упорству и целеустремленности зачастую обгоняют британцев в учебе и оказываются в самых престижных университетах. Ясмин, сама закончив Кембридж и работая в его приемной комиссии, использовала этот свой опыт для создания специальной подготовительной программы Oxbridge Preparation, которая успешно реализуется в колледже.

«Нас нередко упрекают в узости образования, - продолжает Лиам Хьюз, - в том, что мы не выходим за рамки нескольких профильных предметов, необходимых для дальнейшей учебы в университете. Но критики, верно, забывают (или не знают) о том, что А-level, при всей своей «узости», оставляет свободу выбора. По сути, определяется лишь общее направление движения - техническое или гуманитарное, а внутри них существует тысячи специализаций. Например, с математикой и естественными науками можно поступать и на инженерный факультет, и на факультет компьютерных наук, и на медицину. Кроме того, набор предметов A-level можно поменять или дополнить в течение первого года двухгодичной программы. Скажем, человек выбрал литературу и английский, а потом вдруг решил, что хочет быть врачом. Это даже неплохо, что у будущего врача будет гуманитарная подготовка, врач должен быть гуманистом».

Ничего лишнего, только учеба

Только на подготовке в университет сосредоточена и дневная школа MPW, расположенная в Лондоне. «Мы принимаем старшеклассников, наш основной контингент - подростки 16-18 лет, - рассказывает директор учебной части MPW Шон Бакли. - К нам приходят те, кто нацелен на поступление в университет и не хочет терять времени. В отличие от большинства школ, мы предлагаем занятия в мини-группах (не более 8 человек), у нас меньше формальностей: не такая строгая дисциплина, нет школьной формы. Мы очень гибкие, и это еще одна наша особенность. Гибкость проявляется и в школьной программе, мы так же фокусируемся на A-level, но предлагаем гораздо больше предметов на выбор - их у нас 14. Я бы сказал, что у MPW нет узости традиционных частных школ, но, строго говоря, мы и не являемся такой школой».

MPW хороша для тех, у кого нет "лишнего" времени на длительную и последовательную подготовку в университет, как это происходит в школе-пансионе. «Наша задача - использовать время по максимуму, дать нашим ученикам все возможное, чтобы они успешно прошли вступительные испытания, - объясняет г-н Бакли. - Сегодня все большее значение при поступлении приобретают мотивационное письмо и рекомендации. Мы даем своего рода характеристику, где описываем характер студента, его потенциал, как он себя проявил во время учебы, рассказываем о его плюсах и достижениях. В свою очередь побуждаем учеников эти плюсы приобретать. Например, если вы поступаете на экономику и менеджмент, то таким преимуществом может стать пусть скромный, но свой бизнес, скажем, небольшой интернет-проект. Будущим медикам пригодится опыт волонтерской работы в больницах. Помимо этого, мы предлагаем дополнительные занятия по профильным предметам, организуем университетские лекции, приглашая профессоров, ученых, представителей бизнеса и власти, практикующих врачей и юристов».

И такая стратегия срабатывает: большинство выпускников MPW London становятся студентами лучших столичных университетов - Университетского колледжа Лондона (UCL, 4-е место в Великобритании, 12-е в мире по последнему рейтингу "Таймс"), Лондонской школы экономики (LSE, 5-е место в Великобритании, 23-е в мире), King’s College (7-е место в Великобритании, 27-е в мире), Института стран Азии и Африки Лондонского университета (SOAS, уникальное специализированное учебное заведение с высочайшей репутацией), но есть и те, кто уезжает в другие города и страны.

Хороших частных школ и колледжей в Великобритании немало - как среди новых, так и старых. Найти свою, по мнению опрошенных нами экспертов, не так уж и сложно. Достаточно понять, нравится ли она ребенку и может ли дать нечто большее, чем остальные, чтобы в итоге обеспечить желаемое - качественное и востребованное образование в высококлассном университете.