Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Malvern St James - как стать лучшими

Интервью с директором британской школы-пансиона для девочек Malvern St James Патришей Вудхауз (Patricia Woodhouse)

Беседу вела журналист Елена Коптелова.

1. Госпожа Вудхауз, представляя школу на вашем сайте, вы утверждаете, что Malvern St James предлагает "самое лучшее в обучении и преподавании", что это значит на практике?

- В первую очередь это означает, что мы отбираем самых лучших и квалифицированных учителей. Успех школы и её учеников обеспечивается именно ими. Каждый предмет у нас преподаётся профессионалом, например, музыка - профессиональным музыкантом, химия - учёным-химиком, то есть мы берём не педагогов по специальности, а специалистов, которые способны стать педагогами и которые готовы развиваться сами.
Наши учителя проводят много времени с учениками после уроков, становясь с ними в какой-то степени друзьями, это порой стимулирует детей лучше, чем занятия в классе. Например, наш учитель географии собрал всех студентов программы A-level, изучающих географию, и повез их на эти пасхальные каникулы в Исландию. Учитель по английскому языку и литературе регулярно водит школьниц в театр. Я сама как директор школы знаю всех своих учениц, регулярно обедаю с ними, интересуюсь их радостями и бедами. Другими словами, у нас работают только те, кто готов тратить всё своё время на учеников, и делает это с удовольствием.
Поскольку Malvern St James - школа-пансион, нам также очень важно, чтобы учитель интересовался успехами своих подопечных не только в учёбе, но и в обычной жизни. Нам важно, чтобы наши девочки приобретали необходимые социальные навыки, чтобы они были готовы к взрослой жизни. И это тоже забота учителей.
С другой стороны, мы избирательны по отношению к поступающим к нам ученикам: берём тех, кто проявляет неподдельный интерес к учёбе, кто стремится к знаниям, кто не боится задавать вопросы, кто нацелен на успех. Можно сказать, что главная особенность нашей школы - интерактивный процесс обучения, когда обе стороны - и ученик, и учитель - заинтересованы друг в друге и результате.

2. Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы программ частных британских школ в сравнении со школьными программами других стран? Где ребёнок получает наилучшую подготовку?

- Весь мой опыт связан исключительно с британскими пансионами, поэтому я могу лишь высказать свою точку зрения относительно них.
Мне кажется, главный плюс британского частного образования - всестороннее развитие ребенка, в том числе благодаря многочисленным внеурочным занятиям - клубам, спортивным секциям, творческим лабораториям и т.д. Мы учим детей критически оценивать каждое событие, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения, искать выход из любой ситуации, и это, на мой взгляд, даже более важно, чем приобретение знаний.
Школы-пансионы не переполнены учениками (например, у нас в средней и старшей школе учится 150 человек), что позволяет уделять внимание каждому. Во многих таких школах, как я уже сказала, работают действительно талантливые и неравнодушные учителя, и учатся действительно способные и любознательные студенты.
Стоит отметить, что британские частные школы очень сильно поменялись за последние годы, в том числе благодаря притоку иностранных учеников. Появилось больше возможностей, изменился стиль преподавания - он стал более интерактивным. Теперь учитель не ментор, а собеседник: урок нередко проходит в виде дискуссии, обмена мнениями, совместного поиска правильного ответа.
Ученик всё больше вовлекается в реальную жизнь, мы учим на конкретных примерах, скажем, для тех, кто выбрал бизнес, устраиваем практику в местных компаниях, используем как модель реальные истории успеха.

3. Назовите несколько последних тенденций в системе британского образования?

- Могу только ещё раз повторить: школы и университеты стараются расширить возможности своих студентов и развить способности каждого. Это - общая тенденция.
Ещё одна тенденция последнего времени, к которой я лично отношусь негативно, это слишком пристальное внимание к рейтингам, преувеличенное значение всяческих "списков лучших". Моё опасение состоит в том, что в погоне за результатом некоторые учебные заведения забывают о других важных вещах, например, об индивидуальных особенностях и потребностях учеников. Скажем, нашей школе Malvern St James не приходится беспокоиться об академических показателях, мы входим в пятёрку лучших школ для девочек, но мы больше гордимся тем, что у нас отличная спортивная база, огромный выбор творческих направлений и клубов по интересам. Всё это позволяет девочкам раскрыть свой потенциал, по-моему, это гораздо важнее.

4. По вашему мнению, можно ли считать модульную систему выбора и ограниченный набор предметов для программы A-level недостатком британской школьной программы?

- Выбор нескольких предметов будущей специализации, которые изучаются в течение двух лет программы A-level, обусловлен дальнейшей учёбой в университете. Если вы планируете там учиться, то такой выбор кажется логичным и разумным, и никак не может считаться недостатком. Другое дело, как эти предметы преподаются, чем они дополняются после уроков. Британские частные школы - это гораздо больше, чем A-level. Например, в нашей школе ученицам старших классов, в дополнении к A-level, предлагаются разнообразные курсы, которые могут оказаться полезными как в университете, так и в жизни вообще, например компьютерные технологии ICT, необходимые, кстати, для поступления в американский университет, кулинария и гастрономия, история искусств и др. Поэтому когда вы выбираете школу, я бы посоветовала обращать внимание именно на дополнительные возможности, которые обогащают стандартную программу A-level (у нас они так и называются Enrichment (в переводе с англ. обогащение).

5. Каковы основные требования британских университетов к качеству подготовки студентов по программам A-level и IB?

- В лучшие британские университеты поступить непросто. Речь идёт о действительно качественном и конкурентоспособном образовании, и университеты стараются, что называется, держать марку. Недавно в Британии была представлена новая система квалификаций A-Star для абитуриентов, и это ещё один способ поддержания качества образования. Но университеты также очень ценят, когда студент не только подготовлен по предметам, но и обладает необходимыми навыками, например, может выступить с презентацией, провести исследование и грамотно написать эссе. Учебный процесс в британском университете построен на самостоятельной работе студента. Воспитание самодисциплины и умение организовать свое время - это тоже важная часть подготовки студентов по программе A-level.

6. Как вы оцениваете существующую систему приёма в британские университеты (без вступительных экзаменов, централизованно через систему UCAS)?

- Вступительная процедура в британских университетах очень строгая. Это касается и оценок за выпускные экзамены A-level, и сроков подачи документов через систему UCAS. И тут важно сделать всё правильно, прежде всего, подать себя в выгодном свете, заинтересовать университет собственной персоной. Поэтому особое значение, особенно в условиях, когда число получивших отличные оценки по A-level постоянно увеличивается, приобретают так называемые personal statements - мотивационные письма, рассказ о себе. Плюс рекомендация из школы, плюс те самые дополнительные квалификации, полученные в школе, о которых мы говорили выше. Все это очки в вашу пользу. К тому же, в последнее время университеты все чаще стали проводить вступительные интервью. И я считаю, что это правильно.

7. Будет ли расти число университетов, устанавливающих собственные условия приёма абитуриентов, в частности вступительные экзамены, как, например, это делают Оксфорд и Кембридж?

- Скорее всего, да. Первый шаг в этом направлении - вступительные собеседования. Кроме того, по отдельным предметам, например музыке, искусству, медицине и сейчас уже действуют особые условия приёма - прослушивание для первых, портфолио и творческий конкурс для вторых, многочасовое собеседование для последних. Важно, чтоб мы вовремя узнавали об этих изменениях и были в состоянии подготовить своих учеников к ним. К счастью, у нас очень тесные связи с ведущими университетами и особенно их приёмными комиссиями, мы возим туда наших учеников, чтобы они могли сами познакомиться с учебными заведениями и выбрать себе место для продолжения образования.

8. Можно ли считать историю сложным предметом британской школьной программы?

- Это один из самых популярных предметов в Соединенном Королевстве, предполагающий большой объем чтения, письма и обсуждений. Поэтому требуется очень высокий уровень английского языка, если мы говорим об учениках-иностранцах. Но могу с гордостью сказать, что некоторые наши ученицы из России берутся за этот сложный предмет, так же, как, например, за литературу, классические языки, и добиваются невероятных успехов. Интересно, что они не только быстро совершенствуют свой английский, но и с успехом изучают другие языки - китайский, итальянский. Одна из наших русских учениц на следующий год выбрана старостой школы, что говорит как о её способностях в языке, так и о лидерских качествах.
Возвращаясь к истории, скажу лишь, что это один из важнейших предметов классического образования, и оценки по нему очень много значат для поступления в Оксфорд и Кембридж.

9. Какова роль литературы в учебном процессе британской школы?

- Литература - обязательный предмет в программе средней школы GCSE. Она связана со многими другими предметами. Благодаря ей вы знакомитесь с историей и культурой Великобритании и, как это, может быть, не покажется странным, с историей появления других предметов, например, естественных наук.
Мы стараемся привить нашим ученикам любовь к литературе, в том числе через театральные постановки. Например, мы обязательно возим старшеклассниц в Стратфорд-на-Эйвоне в шекспировский театр.

10. Каким образом школа помогает своим ученикам в выборе будущей профессии?

- В нашей школе на постоянной основе работает консультант по карьере. Кроме того, мы поддерживаем связь с нашими выпускницами, многие из которых достигли больших профессиональных успехов и готовы помочь тем, у кого ещё всё только впереди. Эта сеть профессиональных контактов, как известно, зачастую работает гораздо лучше всего прочего. Наши выпускницы проводят семинары и дни карьеры в школе. Помимо этого, как я упоминала выше, мы сотрудничаем с компаниями, местным бизнесом, больницами, организуя практику или ознакомительные туры для наших учениц.
Ну и конечно, мы устраиваем встречи с представителями университетов, возим наших учениц на университетские конференции, в том числе в Оксбридж, приглашаем к нам университетских преподавателей.
Любая школа публикует у себя на сайте список университетов и курсов, на которые поступили её выпускники. И это как нельзя лучше говорит о том, как школа готовит своих учеников и как она им помогает в выборе будущей профессии. Мы гордимся тем, что большинство наших выпускниц поступает в желаемый университет, и это результат длинного пути, пройденного учеником вместе со школой.