Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Классика образования

Журнал "Русский Репортер", №10 (188), март 2011 г.

Текст: Сергей Паддингтон

Британские подростки не учат родную грамматику, играют в скрэббл и любят свою школу. Эти учебные заведения бывают разные, элитные и не очень, но общие черты системы образования, с которой наши школьники знакомы по описанию Хогвартса, присутствуют во всех школах. Корреспондент «РР» сравнил британское школьное образование с российским и понял, почему именно британское стало международным брендом

Английская школа – понятие растяжимое
Мы привыкли думать о ней как об эталонной: престижное классическое образование, многие поколения выпускников-политиков, военных и ученых, овсянка на завтрак и крикет/крокет с перерывом на чай. На самом деле «английской школы» как таковой не существует. Они делятся на три типа: частные школы-пансионы, дорогие и легендарные; бесплатные «академии», пользующиеся, с одной стороны, поддержкой государства, а с другой – довольно большой автономией в вопросах, касающихся учебной программы и зарплаты учителей; наконец, обычные государственные школы.
В России они тоже, конечно, неодинаковые. Все мы знаем, что разница между лучшими и худшими школами Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря уже о сельских школах в удаленных от политических и экономических центров страны реВ­гионах, довольно велика. Но она не идет ни в какое сравнение с различиями между частным английским колледжем и обыкновенной школой в спальном районе Лондона, где окна закрашены на три четверти, чтобы дети не отвлекались на уроках, а на доске написаны названия математических действий на четырех языках Индийского субконтинента.
И дело здесь не только в уровне финансирования и качестве преподавания, но и в особенВ­ностях воспитания и местного менталитета.

Школа в Англии – больше, чем просто школа
В жизни своих учеников британская школа, как правило, играет роль еще большую, чем российская. Дети в ней не только учатся: они играют в футбол, регби, крикет, шахматы, занимаются десятками других видов спорта, ставят спектакли и научные эксперименты, соревнуются с друВ­гими учебными заведениями в искусстве риторики и помогают местным старикам.
В России тоже есть школьные театральные кружки и спортивные секции, но появляются они, как правило, либо по инициативе отдельно взятых учителей, или же в результате сдачи школьных помещений в аренду.
Своим добровольно-принуВ­дительным характером английская система образования напоминает иногда пионерские отряды – только разнообразия в занятиях больше (на сайте одной государственной школы, например, упоминается кружок по игре в скрэббл, собирающийся во время перерыва на ланч).

School spirit
Как это ни странно, дети, проводящие столько времени в стенах школы, нередко относятся к ней довольно трепетно, пропитываясь так называемым школьным духом (school spirit). Учебные заведения, естественно, всячески его поощряют – и не только в престижных пансионах с многовековой историей. Свой герб, девиз и цвета есть фактически у каждой английской школы; герб зачастую нашивается на форму, которая в России только-только начинает получать по-настояВ­щему широкое распространение. Руководство старается не терять связи с выпускниками (ведь в будущем они могут стать инвесторами), а те в свою очередь гордятся принадлежностью к той или иной школе – не к конкретному выпуску.

В английской средней школе нет классов...
Согласно школьной программе, с 14 лет дети сами решают, чему они будут учиться. Обязательных предметов только три: английский, математика и «наука» – курс, объединяющий базовые элементы биологии, физики и химии. В остальном – полная свобода выбора. Вместо того чтобы ходить на одни и те же занятия с одним и тем же классом, английские школьники на каждом уроке оказываются в новой компании. Англичанам незнакомо понятие «одноклассник»: социализация происходит в рамках всей параллели. Круг общения, с одной стороны, становится шире, а с другой – проходит через фильтр общих интересов.

...и нет классных руководителей
В российской школе важнейшую роль в жизни учеников, как правило, играет классный руководитель. В Англии, где нет классов, такой должности не существует. Каждый ученик имеет тьютора – преподавателя, который следит за его успехами в учебе, спорте и других областях школьной жизни. При этом тьютор может вообще не вести у своего подопечного никаких уроков.

На одного учителя приходится меньше учеников
Для России класс в 25-30 человек – обычное дело (кроме как в сельских школах). В Англии же число старшеклассников, присутствующих на уроке, колеблется от 4 до 15 человек, особенно в качественных частных школах и «академиях». По официальной статистике, в 2008 году в среднем по Англии размер «класса» составлял 20,9 ученика и ни в одном регионе не превышал 24 (эти данные, кстати, включают всех детей старше 10 лет, то есть касаются и того этапа школьной жизни, на котором предметы не выбираются).
Такое сравнительно небольшое число учащихся позволяет преподавателям тратить больше времени на каждого конкретного подростка – хотя в данном случае разница между престижными и обычными государственными школами бывает особенно заметна.

В английской школе больше общешкольных мероприятий
Согласно английскому законодательству, все государственные школы должны ежедневно проводить богослужения («более или менее христианского характера»), обязательные для всех учеников. Родители могут написать заявление с просьбой об «освобождении», но многие не делают этого, не желая, чтобы ребенок выбивался из коллектива. На практике богослужения зачастую превращаются в общешкольные собрания, на которых учителя читают лекции, цель которых – привить детям тот самый «школьный дух» и сформировать представление об общечеловеческих ценностях.

В Англии дети учат французский и немецкий, но не учат английский
Хотя среди обязательных к изучению до 16 лет предметов «ангВ­лийский» и числится, это вовсе не аналог «русского языка» в российских школах. На уроках ангВ­лийского развивают «навыки чтения научной литературы», «умение слушать... и ясно выражать свои мысли на письме». С правилами и грамматикой английского языка местные школьники, как правило, незнакомы.

Английская школьная система не боится реформ
Сколько бы мы ни говорили о традиционной британской сисВ­теме образования, факт остается фактом: формировавшаяся десятилетиями система регулярно обновляется. Современная система курсов GCSE (до 16 лет) и A-Level (до 18) была введена в 1988 году, курс A-Level последний раз был изменен в 2000-м, а возможность перейти в статус школы-академии, введенный в том же 2000 году, была предоставлена всем государственным школам летом 2010 года. Крупные перемены в английском школьном образовании происходят как минимум раз в 20-30 лет.

Комментарий к статье Щукиной Натальи, директора компании «Альбион»


Одна из главных отличительных особенностей частных старших школ Англии и Шотландии – это большое количество учителей, получивших образование в лучших университетах Великобритании, причем именно как математики, физики, химики, историки и так далее. Традиционно среди преподавателей частных школ, входящих в топ-200 национальных рейтингов, до 20% – выпускники Оксфорда и Кембриджа. Так обеспечивается воспроизводство значительной части интеллектуальной и творческой элиты страны. Это обстоятельство – необходимость участия в работе современной хорошей школы высокоВ­образованных интеллектуалов – неплохо бы учитывать реформаторам нашего школьного образования, иначе, переняв чужую форму, но не серьезнейшее содержание, мы рискуем лишь ускорить духовную и интеллектуальную деградацию подрастающего поколения, а значит, и будущей России.