Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Эволюция британских школ-пансионов

Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"

Октябрь и ноябрь - время традиционных визитов в Москву директоров британских частных школ и проведения ими отборочных экзаменов среди российских школьников, планирующих обучение в Великобритании. По заданию компании «Альбион», накануне предстоящих визитов журналист Елена Коптелова побеседовала с руководителями известных школ-пансионов Англии и Шотландии и попыталась выяснить, в чем по их мнению секрет знаменитого британского частного образования и что лежит в основе успеха каждой отдельной школы. Мы попытались разглядеть индивидуальный характер и нарисовать неформальный портрет опрошенных школ, надеясь, что это поможет родителям при принятии решения.

Принято считать, что британские школы-пансионы не изменяют себе веками, что следуют традициям образования и воспитания, проверенными временем. Попадая в них, действительно чувствуешь дыхание «старой доброй Англии» - величественные здания, ухоженные лужайки, чопорные секретарши на рецепции, правильный английский и позабытые манеры. Но это лишь первое впечатление. Познакомившись со школой и ее обитателями поближе, понимаешь, что время не пошло вспять. Оно летит вперед, и новые веяния коснулись и традиционных частных школ-пансионов. По общему мнению экспертов, с которыми нам удалось поговорить, за последние 20 лет английские школы поменялись кардинально. Но эти изменения по-английски бережно вплелись в привычную канву, не разрушив ценность оригинала. Школы стали более комфортными для жизни, в них появились уют и семейная атмосфера, еда стала вкуснее и разнообразнее, а здоровье и благополучие детей вышли на первый план. Ну и конечно, интернет, социальные сети, новые технологии и последние гаджеты - куда же без них! Аскетизма стало меньше, а вольницы вроде больше, но расслабляться не стоит: и в новых условиях школы находят способы для закалки характера и выстраивания приоритетов. Вот что они сами рассказывают об этом.

«Воспитание невозможно без преодоления»
Крис Бартон, директор приемной комиссии
Gordonstoun School, (Шотландия):

«Не побоюсь сказать, что школа Гордонстоун - особенная, не такая как все, но не только потому, что в ней учились представители трех поколений королевской династии Великобритании, включая супруга Елизаветы II принца Филиппа и их детей принцев Чарльза и Эндрю. У нас особый подход к обучению и уникальная программа. Мы действительно независимая школа, не связанная обязательствами ни с какими фондами, ассоциациями, бизнесом, и мы одни из немногих в Королевстве, кто предлагает полный семидневный пансион для всех учеников без исключения. Другими словами, мы в полном смысле частная школа-пансион (independent boarding school).
Гордонстоун расположена в Шотландии, в местечке Элгин, на побережье Северного моря. Треть наших школьников - местные дети, треть из Англии, и еще треть из-за рубежа. Мы принципиально поддерживаем такой состав учеников. Как я уже упомянул, школа сама определяет свою политику, и наш главный принцип - образование должно быть всесторонним. Академическая программа хоть и важная его часть, но всего лишь часть. Другая его составляющая - физическая закалка и преодоление себя. У нас есть собственная флотилия, включающая океанскую 80-футовую яхту Ocean Spirit of Moray, и все наши школьники, начиная с восьмилетнего возраста, обязательно отправляются в учебные плавания в качестве помощников судовой команды. Точно так же абсолютно все в обязательном порядке ходят в горы. Конечно, к таким походам дети тщательно готовятся, проходят полный инструктаж по технике безопасности, но все равно это вызов для них и серьезная проверка на прочность.
Еще одна составляющая хорошего образования - воспитание ответственности перед обществом и обучение полезным навыкам и действию в экстремальных ситуациях. В школе работает 14 сообществ, среди них - «Пожарная служба», «Береговая охрана», «Спасение на водах», «Спасение в горах», «Социальная работа и благотворительность», «Первая помощь» и др. Участие в них - также обязательная часть учебной программы. Каждую среду ученики проходят тренинг, после уроков отправляются на практику, а в конце курса получают соответствующую профессиональную квалификацию, дающую право работать в социальных и спасательных службах.
Как видите, Гордонстоун несколько отличается от других. Мы искренне верим в то, что развивая личность ребенка, раскрывая его душу и сердце, мы помогаем ему учиться. Освоение академической программы, по нашему убеждению и опыту, идет легче и органичнее. Нам не надо, как другим школам, бороться за результат - он приходит сам. Потому что, кроме прочего, мы учим наших учеников управлять временем, правильно распределять силы, планировать свой день, справляться со стрессом и давлением извне, преодолевать эгоизм и находить время для других, особенно если они нуждаются в помощи.
Если же говорить об учебной программе, то мы уверены, что GCSE/A-level остается «золотым стандартом» образования и подготовки в университет. На мой взгляд, ничего лучше пока не придумано. IB - хорошая программа, но она более комплексная и сложная, я бы сказал, что она не для всех, а для тех, кто способен воспринять большой объем знаний из разных областей. Но, согласитесь, универсальных людей - меньшинство, большинство все же имеет определенный склад ума и склонность либо к гуманитарным, либо к естественным наукам. Британская школьная программа GCSE/A-level эту склонность выявляет и развивает. Когда говорят об узости нашей программы, я не понимаю, что имеется в виду: до 16 лет школьники, как и везде, осваивают широкий набор предметов из всех областей знаний. Потом они встают перед выбором дальнейшей судьбы, и если решают поступать в университет, то, как правило, уже примерно представляют, какое направление обучения выбрать. Углубленное изучение трех-четырех предметов в последних двух классах школы (A-level) дает долговременные и прочные, а не поверхностные, знания. Тем более что это предметы, которые тебе нравятся, которые ты изучаешь с удовольствием. Только так можно гарантировать, что ты станешь настоящим специалистом в своей области, а не дилетантом, знающим все понемногу и ничего досконально.
A-level - естественный переход от школьного образования к университетскому. Британская система пирамидальна: от широкого общего образования внизу - к узкому профильному на вершине.
Другое дело, что сегодня одних отличных выпускных оценок становится мало для поступления в топ-университет. Лучшие вузы хотят видеть у себя не просто отличника, а уверенную в себе и всесторонне развитую личность, и именно таких молодых людей мы и готовим в Гордонстоуне».

«Без хороших учителей школа обречена»
Джосc Бьюкенен, замдиректора
King William’s College (остров Мэн, Владения Британской Короны):

«Мы небольшая школа, у нас учится всего 400 учеников, и в этом наше преимущество. Персональное внимание каждому, о котором так любят говорить, у нас не слова, а дело. King William’s College расположен на острове Мэн, и красота окружающей природы и близость моря, как мне кажется, тоже влияют на атмосферу школы и настроение учеников. Но главное - мы одна из четырех школ в Королевстве, специализирующихся исключительно на программе IB. Это очень важно для нас, мы считаем, что благодаря этому мы выигрываем в академическом плане. Как и у других частных школ-пансионов, в программу обучения в King William’s College включены и спорт, и театральные занятия, и множество факультативов и кружков, но именно академический аспект стоит на первом месте.
Мы уверены, что IB - более сильная и разносторонняя программа. Она включает в себя больший набор предметов, а кроме того, развивает полезные навыки, незаменимые в дальнейшей учебе в университете, например, навык написания эссе. Университеты, особенно самые престижные, это очень ценят. Программа A-level хороша для тех, кто точно знает, на какую специальность поступать. Но далеко не все в 16 лет четко представляют свое будущее: кому-то требуется время, чтобы сделать выбор, а кто-то хочет получить более широкое образование. Например, наши ученики в рамках программы IB изучают несколько иностранных языков, причем все они преподаются носителями языка. Можно сказать, что оставаясь английской, школа берет лучшее из систем образования других стран, прежде всего европейских. А современные технологии и новейшее программное обеспечение позволяют использовать зарубежный передовой опыт в преподавании математики и естественных наук.
В отличие от других школ, мы меньше тестируем поступающих к нам детей по предметам школьной программы. Но обязательно проводим собеседование с каждым - оно говорит о кандидате гораздо больше, чем формальные тесты. Конечно, мы смотрим на табель успеваемости и уровень английского, если это иностранец, но нам гораздо важнее понять, хочет и готов ли ребенок учиться у нас.
Зачастую родители выбирают школу в Англии или ориентируясь на рейтинги, или по рекомендации знакомых. Но учиться-то в ней будет ваш ребенок, которому школа может не понравиться или не подойти. Поэтому я всегда говорю, что не стоит переоценивать рейтинги - они лишь показывают, где лучше готовят к экзаменам и где больше сильных учеников, и нельзя выбирать школу заочно. Нужно увидеть ее своими глазами, почувствовать атмосферу, поговорить с учениками и учителями.
Именно учителя «делают» школу, это основополагающий момент. Хорошие частные школы Великобритании инвестируют немалые средства в качество обучения (см. весьма показательную статистику на этот счет), привлекая лучших преподавателей и повышая уровень как учебной программы, так и внеклассных занятий. Британские пансионы очень сильно поменялись в последние годы. И дело не только в использовании новых технологий, интернета и соцсетей. Выросла конкуренция, и сегодня школы вынуждены непрерывно совершенствоваться. Это касается в том числе и школьных зданий, и инфраструктуры, и условий проживания. Пансионов в традиционном представлении со спартанскими многоместными общежитиями и палочной дисциплиной уже не сыщешь».

«Мы не кормим школьников с ложечки и не натаскиваем к экзаменам»
Ким Уэлс, директор учебной части
Caterham School (графство Суррей, Англия):

«Главное преимущество британских частных школ, и нашей в том числе, - селективность. Школа выбирает ученика - с помощью вступительных тестов и собеседования. По моему мнению, достаточно поговорить с ребенком около получаса, чтобы понять, подходит ли он школе, и подходит ли школа ему. Наш идеальный кандидат - любопытный, трудолюбивый, не пасующий перед трудностями, имеющий интересы и хобби.
В практическом смысле селективность означает, что ребенок осваивает учебный материал быстрее и глубже, поскольку все его одноклассники примерно одинакового уровня. В английских школах нет классов, а есть «сеты», то есть группы по уровню знания того или иного предмета. Это подстегивает учиться лучше.
Caterham School не фокусируется только на экзаменах, как делают некоторые британские школы в погоне за результатом и местом в рейтинге (не правда ли, знакомо? - прим. «Альбиона»). Мы не кормим школьников с ложечки, не пытаемся втолкнуть в них как можно больше, не натаскиваем их к экзаменам. Это не образование. Для нас важно мотивировать ученика, сделать так, чтобы он сам хотел учиться и знал, как получить необходимые знания. Мы даем ему навыки, которые он может использовать повсеместно.
Это не значит, что экзамены для нас не важны. Просто мы считаем, что если научим школьника учиться, он и так хорошо сдаст экзамен. То есть тот самый результат мы все равно получим, но только другим способом.
Кроме «экзаменационной гонки», некоторые школы в Великобритании сегодня страдают переизбытком иностранных учеников - для них это способ выживания. В результате школа перестает быть английской, превращаясь в китайскую, арабскую или русскую, например. Но зачем тогда ехать в Британию и платить немалые деньги? Поэтому мы намеренно принимаем лишь небольшое число пансионеров (не более 20%), и конкурс в пансион у нас доходит до 10 человек на место.
В последнее время появилось немало критики в адрес британской системы образования, школьную систему планируется реформировать, в частности - уменьшить частоту сдачи экзаменов, оставив только финальные в конце курса. Предполагается ввести так называемую «линейную» систему вместо нынешней модульной, то есть изучаешь тот или иной курс, сдаешь по нему экзамен, и больше к нему не возвращаешься, при этом сам экзамен уже не можешь пересдать. На мой взгляд, это хорошо, поскольку заставляет ответственно учиться и избегать повторений.
Но при всем при этом у британских школ немало достоинств, иначе они не были бы столь притягательны для детей и родителей со всего мира. Мне кажется, у нас образование более интерактивное и сбалансированное, в отличие, например, от Франции, где большие классы и традиционный дидактический метод преподавания. Или от Азии, где большая нагрузка и сильное давление на учеников. Да, они сильны в физике и математике, но какой ценой! Это же дети, и у них должно быть детство. А что видели китайские школьники, кроме бесконечной зубрежки? Поэтому когда они приезжают в британские пансионы, то, по их же признанию, попадают в рай, у них наконец-то появляется свободное время!
Британские школы, сохраняя лучшее, все же меняются. Как я уже сказал, стиль преподавания стал более интерактивным, вовлекающим ребенка в процесс. К учителям повысились требования. Раньше инспекция оценивала ведение урока на соответствие утвержденной схеме. Сейчас же оценивается прогресс учеников в освоении предмета. То есть не то важно, какой метод или подход преподаватель использует - важно, какой результат он получает. Среди наших учителей немало выпускников Оксфорда и Кембриджа. Но совсем не обязательно заканчивать эти университеты, чтобы быть хорошим учителем. Это призвание. И мы, скорее, возьмем хорошего практика и научим его преподавать. Например, химию у нас ведет известный ученый, а музыку - человек, работавший в звукозаписывающей индустрии и заключавший многомиллионные контракты со звездами.
Вообще что смог сделать учитель, какого прогресса благодаря ему достиг ученик - это лучший способ оценить школу. Это тот самый показатель value added (с чем ребенок пришел и с чем вышел из школы), на который многие не обращают внимания, зацикливаясь на рейтингах и результатах выпускных экзаменов. Если у школы оба показателя на высоте (и коэффициент value added, и суммарный экзаменационный балл), то это о многом говорит. Caterham School - в топ-40 в стране по обоим показателям».

Елена Коптелова

P.S. Оценить, насколько сложно поступить в известные британские школы, можно как по образцам вступительных экзаменов (здесь), так и посетив одну из уже ставших традиционными осенних отборочных сессий, проводимых в Москве директорами британских частных школ.


Перевод статьи на английский язык выполнен сотрудниками "Альбиона"

Evolution of boarding schools in Great Britain

October and November are the months for the traditional visits of the Headmasters of independent British schools to Moscow, when they have the opportunity to perform examination sessions for the Russian candidates who plan their future education in Great Britain. On request of the educational company "Albion" and before visits to Moscow the journalist, Elena Koptelova, met with the representatives of the well-known boarding schools in England and Scotland to discover the secrets of famous independent British education and of what lies in the heart of the success of each school. We have tried to distinguish individual peculiarities and to create an informal portrait of all interrogated schools and we hope that it will help parents to make decisions.
It’s commonly believed that British boarding schools haven’t changed for ages; that they keep their time-honored traditions of education and upbringing. Once you enter into the schools, you can easily feel the breath of "old England" - magnificent buildings, well-groomed lawns, straight-laced receptionists, classical English and forgotten manners. But that’s just the first impression. After you get acquainted with the school and its residents closer, you will understand that the time hasn’t been turned back here but flies forward and new tendencies have occurred at traditional independent boarding schools as well. According to the experts’ opinion, British schools have changed drastically over the last 20 years. But in English manner those changes carefully streamed into familiar school routine without destroying the value of the original. Schools have become more comfortable to live in with the coziness and family atmosphere, the food is tasty and various; pastoral care and welfare of the children are the main priority now. And of course we can’t avoid mentioning - internet, social network, new technology and brand new gadgets. It seems like less asceticism and more of free will, but don’t you relax just now: the schools find the ways of character cultivating and finding the priorities even within new facilities and technologies. Here what they have to say about it.

"Upbringing is not possible without the ability to cope"
Chris Barton, head of the admissions of Gordonstoun school (Scotland)

"I am not afraid to say that Gordonstoun is a special school, not like any other school, but not only because it was the school for representatives of the three generations of the royal family of Great Britain, including the husband of Elizabeth II, prince Philip and their children, prince Charles and prince Andrew. We have a special approach to the education and a unique curriculum. We are genuinely an independent school, unconstrained by affiliation to any funds, associations, business, and we are one of few schools in the United Kingdom, who offer 7 day boarding for all students without exceptions. In other words, we are truly an independent boarding school.
Gordonstoun is situated in Scotland, nearby town Elgin on the coast of the North Sea. One third of our students are locals, one third are from England and another one third are the international students. This quota for students is kept on purpose. As I mentioned before the school creates its own policies and our main mission - education should be diverse. Academic curriculum is an important part of it, but it’s only a part. The other important component is physical activity and self-development. We have our own sailing facilities, including 80-foot sail training vessel, Ocean Spirit of Moray. All our students, starting from the age of 8, have the opportunity to undergo training in sailing. Our students go to the mountains as well as a part of their curriculum. In order to participate in such activities, all the children have to be well prepared, to finish successfully full training of safety skills and to accept this great challenge.
Another important part of good education is the development of social responsibility, life skills and actions during emergencies. There are 14 services at our school, including "Fire service", "Coastguard", "Marine Training and Rescue", "Mountain Rescue", "Community", "First Aid" etc. Participation in these services is also included into the school curriculum. Every Wednesday students undergo their training, after classes they do practical work and at the end of the course they obtain the professional certification, which gives them the right to work for social and rescue services.
As you can see, Gordonstoun is a bit different from other schools. We genuinely believe that by developing the child’s personality, opening his soul and heart, we help him to study. Therefore the success of the academic program, in our opinion and experience, comes easier and smoothly. We don’t need to fight for the results as other schools do - it comes by itself. We also teach our students the skills of time management, how to distribute their energy, how to plan the day or manage the stressful situations, overcome selfishness and find time for others, especially if they are in need of your help. If we talk for a while about the academic curriculum, we are sure that GCSE/A-Level programs are still "the gold standard" of education and preparation for Universities. In my opinion there hasn’t been created anything better yet. IB is a good program, but it’s more complex and difficult, I would say that it is not for everybody. It is for people who can embrace a lot of knowledge from different areas. But, I think you can agree, that not everyone is like that, the majority of people has a specific mind-set, they have abilities either for liberal subjects or for science based ones. The British school curriculum GCSE/A-Level can determine this ability and develop it. When someone speaks about the narrowness of our program, I don’t understand what they mean: up to the age of 16 our students, as everywhere, study a broad selection of subjects from different areas. Then they face the choice for their future and if they want to proceed and enter a university, in this case, generally, they already have the idea of what course of education they need to choose. The profound study of three or four subjects during the last two years at school (A-Level) gives them long-term and sound knowledge. Worth mentioning that in this case you study subjects that you really like and the learning of which brings you pleasure. Only this approach guarantees that you will become a real professional in your area, and not a dilettante who knows a little bit of everything and nothing thoroughly.
A Level is a natural transition from secondary education to University system of education. British system is pyramidal: from broad general education at the bottom to narrow specialized education at the top.
Another important thing is that today to get excellent final grades is not enough for successful application to the top Universities. The best Universities are looking not only for excellent academic results but also for a confident and accomplished personality and this is exactly what we prepare our students for at Gordonstoun.

"School is doomed without good teachers"
Joss Buchanan, Deputy Head at King William’s College (The Isle of Man, possession of Britain crown)
says:
"We aren’t a big school, just 400 students study with us, and it is our advantage. Personal attention to each student is not just sayings for us, but doings. King William’s College is located on the Isle of Man, and the beauty of nature and nearness to the sea, to my mind, influences the school atmosphere and the mood of our students. What is the most important - our school is one of the four schools in the United Kingdom, specializing on the IB-program only. It is very important for us and we believe that this is the reason why we have the advantage in academic aspect. Educational program of King William’s college includes sport, theatre, and many activities and clubs, but academic aspect is on the first place.
We are confident that IB is a strong and versatile program. It consists of large set of subjects, is aimed for developing useful skills which are irreplaceable for the further studies at university, for example, essay-writing skills. Universities esteem it, especially the most prestigious ones. A-level program is appropriate for those who know what specialty they are going to apply for. But far from everyone could clearly imagine their future: somebody needs time to make a choice; somebody would like to get a wider education. For example, our students within a framework of IB-program study several foreign languages, all of the languages are taught by native speakers. It could be said that still being English, the school takes the best from the educational system of other countries, primarily European ones. Modern technologies and the newest content solution let us use foreign advanced skills in teaching Math and Natural sciences.
In contradistinction to other schools we don’t to test the student’s knowledge on the school subjects. But the interview is compulsory: interview can say much more about the candidate than formal tests. Of course, we look through the reports and estimate the level of English, if it is an international student, but for us it is much more important to understand that the child is ready and wishes to study with us.
Frequently parents opt for the English school after looking to ratings, or getting the advice from friends. However, it is the child who is going to study at the school, who can dislike the school or whom the school may not match. On that basis I always say that there is no point to overestimate the ratings - they flatly show where there is a better preparation for the examinations and where there are more capable students, and it is a mistake to choose the school "in absentio". It is necessary to visit the school, to feel its atmosphere, to talk to the students and teachers.
Namely teachers "build" the school, it is a crucial issue. Top private UK schools invest considerable funds in the quality of education (see impressive statistics), attracting the best teachers and raising the level of both educational program and out-of-class activities. British schools have noticeably changed over the last years. The matter is not only in the usage of new technologies, internet and social media. The competition has grown, and today schools are compelled to improve continuously. It concerns school buildings, infrastructure and accommodation conditions. You won't find boards in traditional representation with Spartan many-placed hostels and the heavy-handed discipline any more".

"We don't feed our students from a spoon and we don't coach for examinations"
Kim Wells, Director of a teaching department at Caterham School (County of Surrey, England):

"The main advantage of the British private schools and ours is not an exception, - selectivity. The school chooses the student by means of introductory tests and interview. In my opinion, it is enough to talk to the child about half an hour to understand, whether he may suit the school, and whether the school suits him. Our ideal candidate is a curious, hardworking student; not giving up when faces difficulties, having interests and a hobby.
In practical sense selectivity means that the child masters a training material quicker and deeper, as all of his schoolmates are of approximately identical level of knowledge. At English schools there are no classes, but there are "sets"; set is a group of the students possessing the same level of knowledge of the subject. It encourages studying better.
Caterham School doesn’t focus only at the examinations as some British schools do in a pursuit of results and a place in a rating (it is familiarly, isn’t it? - a comment from "Albion"). Our students are not spoon-fed, we don't try to push into them as much knowledge as possible, and we don't train them for examinations. It is not the education. For us it is important to motivate the student, to ensure that he wants to study and knows how to gain the necessary knowledge. We give him skills which he can use everywhere.
It doesn't mean that examination results aren't important for us. Simply, we consider that if we teach the student how to study, he will pass examination successfully any way. In other words, we will still receive the result, but in a different way.
Except from "examination race", some of the schools in Great Britain nowadays suffer from the oversupply of the international students - for some of the school it is a way of survival. As a result the school stops being English, turning into Chinese, Arab or Russian, for example. So, in such cases is there a need to go to Britain and to pay considerable money? Therefore we intentionally accept only a small number of boarders (no more than 20%), and competition for a boarding place is up to 10 people in a place.
Recently there has been a lot of criticism towards the British educational system; the school system is planned to be reformed, in particular - to reduce examination frequency, having left only final examinations at the end of the course. It is supposed to induct so-called "linear" system instead of the present module one. That means that you study any given course, pass the examination, and already don't come back to it; moreover you can't retake an exam any more. In my opinion it is good, because it makes the students to study responsibly and help to avoid repetitions.
However, the British schools have a lot of advantages; otherwise they wouldn't be so attractive for the children and parents from around the world. It seems to me, that we have more interactive and balanced education, in contrast, for example, to France, with its big classes and a traditional didactic method of teaching. Or from Asia, with its strong pressure on pupils and high demands. There is no doubt, they are strong in Physics and Mathematics, but it is hard! The students are still children, and they should have a childhood. And what can the Chinese pupils see, except from infinite cramming? Therefore, when they come to the British boarding schools, they go to paradise, according to their words; finally they have free time!
The British schools, keeping the best, are changing anyway. As I have already said, style of teaching became more interactive and involving. Requirements towards teachers have been raised. Formerly the inspectorate assessed only whether the conduction of a lesson corresponds to the approved scheme. At present, the students’ progress is estimated. In other words, it is of a little importance what method or approach the teacher uses - the student’s result is important. Among our teachers there are many alumni of Oxford and Cambridge. But it isn't obligatory to graduate from those universities at all to be a good teacher. This is a mission. And we will rather take a good practician and will instruct him how to teach. For example, our Chemistry teacher is a famous scientist, and the Music teacher - a person who worked in the sound recording industry and who concluded multimillion contracts with "stars".
The best way to estimate the school is to look what teacher did, his role in a student progress. It is the "value added" indicator (what level of knowledge student had entering the school and what level of knowledge he has leaving the school), many of the parents don't pay attention to, being obsessed about ratings and results of final examinations. If the school has both indicators at a high level (both "value added" coefficient, and total examination point), it is very telling. Caterham School is in the top-40 list according to both indicators".


Elena Koptelova
P.S. In order to imagine how difficult to enter well known British schools it is necessary to get acquainted with samples of entrance examinations (here), and to participate in one of the traditional selective sessions held by the directors of the British private schools in Moscow during the autumn period.