Цель оправдывает средства (сентябрь 2007)
Журналы: "Домовой", июнь 2007; "Эксперт", сентябрь 2007 г.
Текст: Наталия Гинзбург
На вопрос «хотели бы Вы отправить своего ребёнка получать высшее образование за рубежом?» родители старшеклассников и выпускников российских школ отвечают легко, не задумываясь. Но тут же возникает гораздо более сложный вопрос - как поступить в западный университет, например - в Великобритании или в Швейцарии?
Есть профессии – скажем, бизнес, экономика, финансы, менеджмент, мода, дизайн – которым на Западе обучают не только намного дольше, чем в России, но и, что самое главное, на основе реального опыта работы и жизни. А значит - обучают лучше, чем в России. Это объективная реальность. Но родители отправляют детей получать образование за границей и по субъективным причинам: чтобы чадо получило опыт врастания в другую культуру, чтобы вдали от дома почувствовало себя самостоятельным, или просто потому, что хочется, чтобы ребёнок получил образование в стране с более мягким, чем в России, политическим климатом, более высоким уровнем жизни и более низким – преступности.
Хочется, финансовые возможности позволяют – так чего ж не отправить? Тем более, что и западные университеты заинтересованы в иностранных студентах. Отчасти – из-за денег: в Великобритании, например, плата за учёбу в вузе для иностранцев на порядок превышает плату для британцев и граждан стран, входящих в ЕС. Но дело не только в деньгах. Вот в Швейцарии с иностранцев берут ту же плату (кстати, совсем не большую), что и c собственных граждан. Дело в другом. Иностранные студенты – это необходимые университетам свежие идеи, иной взгляд на мир. А в будущем – полезные связи, выгодные совместные проекты…
Надо ли объяснять – чем прославленнее, престижнее вуз, чем труднее в него поступить. Это везде так – и на Западе, и в России. Вот только на Западе, в отличие от России, деньги не решают проблему поступления. Нужны знания и умение думать, искать и находить информацию, дискутировать. От абитуриентов-иностранцев требуют знания языка, на котором ведётся преподавание (что вполне естественно) на уровне практически свободного владения. Самые высокие требования к языку предъявляются к поступающим на гуманитарные, управленческие, экономические, юридические и медицинские специальности, туда, где нужно быстро осваивать большое количество текстовой информации, писать и обсуждать объёмные курсовые работы, где от неверно понятой фразы может зависеть судьба и здоровье людей.
Еще одно требование к иностранному абитуриенту – это эквивалентность его диплома о среднем образовании местному. Российское школьное образование короче западного (10-11 лет учёбы в нашей школе против 12-14 в странах Европы, США, Канады), отчего российский аттестат зрелости «недотягивает» до статуса документа, дающего право на поступление в университет. Как правило, чтобы поступить на первый курс западного университета, требуется предварительно закончить два курса российского вуза. Путь в европейский вуз через вуз российский – не единственно возможный. Существуют и другие. Самый надёжный – это подготовительная предуниверситетская программа (обычно двухгодичная), своеобразный мостик между школой и университетом.
Великобритания
Великобритания удерживает одно из первых мест в мире по числу иностранных студентов – и это несмотря на то, что высшее образование в этой стране – самое дорогое в Европе. У британских университетов репутация учебных заведений, дающих выпускникам блестящее образование и перспективы получить хорошую работу. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) исследовала уровень заработной платы и процент безработицы среди выпускников вузов развитых стран мира. Выяснилось, что самые большие шансы получить высокооплачиваемое место в престижной компании – у студентов британских университетов. Рейтинг Великобритании по этому показателю составил 17 %, превысив достижения таких признанных лидеров мирового образования, как США, Франция, Швеция, Голландия и Дания (от 10 до 15%) и оставив далеко позади Италию и Японию (7%).
Британские университеты не проводят приёмных экзаменов. Набором студентов во все высшие учебные заведения страны занимается центральное бюро UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Все абитуриенты заполняют заявку (UCAS-форму). Эта форма включает в себя учебные достижения на момент подачи заявки – то есть или баллы, уже полученные на выпускных экзаменах, если человек закончил двухлетний предуниверситетский курс A-level или IB, или отметки, которые заявитель только предполагает получить на выпускных экзаменах; описание устремлений и амбиций заявителя с обоснованием, почему он решил делать карьеру именно в данной области (короткое сочинение, называемое personal statement) и список университетов в алфавитном порядке (не больше 6), в которых абитуриент хотел бы учиться. К заявке прилагается характеристика школы. Пакет документов надо отправить в UCAS не позднее января, а в случае если в список университетов внесены Оксфорд или Кембридж, то ещё раньше – не позднее сентября.
Университеты, перечисленные в списке, рассматривают заявки, и либо предлагают абитуриенту место, либо сразу отказывают ему, либо приглашают на интервью. Место предлагается, как правило, условное: ведь большинство абитуриентов посылают заявки, не успев сдать выпускные экзамены. Условие может быть, например, таким: вы должны получить на экзаменах определённую сумму баллов. Или – сдать каждый из профильных предметов на определённый балл, и не хуже.
Это общее правило. Исключения из него – Оксфорд и Кембридж, которые проводят и собственные экзамены (подробнее – в интервью, опубликованном в этом же номере). Минимальный возраст для поступления в университет 18 лет.
16-летние обладатели российского аттестата зрелости могут выбирать между национальной (A-level) и международной предуниверситетской (IB) программой, а также между традиционной британской школой-пансионом и международным колледжем (подробнее о плюсах и минусах программ и учебных заведений – в майском номере "Домового"). Для тех, кому уже исполнилось 17 лет, международные колледжи предлагают, наряду с программами A-level или IB, и более короткий вариант – программу Foundation. Это “прицельная” программа, готовящая к поступлению исключительно на данную специальность, в конкретный университет. Именно таким образом подготовку в университет удалось значительно сократить: обычная продолжительность Foundation – всего 30-36 недель. Соответственно, и цена такой подготовки существенно ниже, чем по двухлетним программам A-level или IB. Учебный курс включает интенсивные занятия английским плюс те предметы, которые понадобятся студенту в университете: никакой лишней информацией слушателей не грузят.
Кроме международных колледжей, программу Foundation предлагают в крупных языковых школах, а также в нескольких университетах. В языковых школах отлично преподают английский, но по “предметам” – математике, экономике и пр. — обычно готовят слабее, чем в колледжах. Зато уделяют много внимания развитию коммуникационных навыков, адаптации иностранца к жизни в Великобритании. Этот путь, возможно, идеально подойдёт студентам первых-вторых курсов российских вузов. Университетские Foundation по содержанию ничем не отличаются от тех, что предлагают колледжи. На них есть смысл поступать в том случае, когда уже совершенно точно известно, что вы будете поступать именно в этот конкретный вуз. Колледжи же в этом смысле дают некоторую свободу маневра: их программы признают сразу несколько университетов.
Возможно, что решение о том, что сын или дочь-старшеклассники продолжат образование в Великобритании, было принято до того, как ребенок получил аттестат зрелости. И в этом случае есть выбор – поступать в традиционную школу-пансион или международный колледж. В большинстве британских школ в этом случае придётся учиться 4 года, и только потом поступать в университет. Международные же колледжи (а в последнее время – и некоторые школы-пансионы) позволяют сократить этот срок до 3 лет – правда, только для тех, кому исполнилось 15. Таких принимают на годичную программу подготовки к двухлетним программам A-level или IB.
Выпускники российских вузов, свободно владеющие английским, имеют право напрямую поступать в магистратуру (бакалавры) и докторантуру (магистры) британских университетов. Документы в этом случае надо направлять напрямую в университет.
Швейцария
Высшее образование в Альпийской Республике равно доступно как гражданам страны, так и иностранцам. Правда, с некоторыми оговорками. Закрыты для иностранцев медицинские, стоматологические и ветеринарные факультеты. На специальности «Фармакология» и «Физиология» иностранцев принимают, но в ограниченном количестве.
Зато на все остальные специальности иностранцев принимают без ограничений, и их процент в университетах довольно высок: в среднем – около 18%, а в Женевском университете – до 33%. Общее число поступающих в вузы страны за последние годы заметно увеличилось, однако Numerous Clausus - официального ограничения приёма студентов, принятого в большинстве европейских стран, в Швейцарии не ввели. Проблему перенаселения университеты решают иначе: после первого года обучения проводят специальный экзамен и отсеивают около половины студентов.
Абитуриентам из России, чтобы поступить на первый курс университета, надо закончить как минимум два курса российского вуза и сдать специальной приёмной комиссии во Фрибурге единый экзамен для иностранцев. Альтернативный вариант для выпускников российской школы – проучиться два года в одной из швейцарских школ, сдать выпускные экзамены и подать документы в университет. В этом случае никаких вступительных экзаменов сдавать не придётся.
Швейцария – многоязычная страна: в одних университетах преподают на немецком, в других – на французском, в третьих – на двух этих языках сразу, есть один италоязычный университет и два англоязычных. Правда, эти два – не государственные, а частные, при этом далеко не самые престижные. Кроме них, на английском ведется преподавание в некоторых школах гостиничного менеджмента, а также на некоторых магистерских программах в государственных университетах. Выбирая университет, надо учитывать и язык преподавания, и престиж вуза, мнение экспертов: швейцарцы считают, что экономике следует учиться в Санкт-Галлене, праву – во Фрибурге, Лозанне или Невшатели, истории – в Невшатали, а филологии – в Женеве.
Математику, точные науки, инженерное дело и архитектуру лучше всего преподают в двух швейцарских политехнических школах, имеющих статус университетов: в EPF Lausanne и ETH Zurich. Обе школы чрезвычайно высоко котируются в мире: по версии авторитетного “Times Higher”, ETH Zurich вошла в первую десятку лучших университетов мира и в тройку лучших университетов Европы (уступив лишь Оксфорду и Кембриджу), а Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPF) заняла в рейтинге европейских университетов десятое место.
Обе политехнические школы проводят собственный вступительный экзамен. Единый экзамен для иностранцев, поступающих в университеты, ежегодно проходит во Фрибурге в сентябре-октябре. Собственно, сдавать придётся не один, а пять экзаменов. Иностранный язык, математика и всемирная история – это обязательные предметы. Ещё две дисциплины – по выбору университета (это могут быть география, физика, химия, биология, второй иностранный язык). При необходимости подготовиться к экзамену можно здесь же, во Фрибурге: подготовительные курсы работают с сентября и длятся два семестра. Тем, у кого с академической подготовкой всё в порядке, но явно хромает язык, здесь предложат курсы немецкого и французского. Учиться можно с октября по июнь или летом, с июля по сентябрь.
Если язык успешно выучен, единый экзамен – сдан, пора готовить пакет документов и отправлять его в выбранный университет. Тут уместно заметить, что дело это куда более сложное, чем может показаться на первый взгляд. Сама заявка, прилагаемые к ней эссе, рекомендации и прочее пишутся в стиле, принятом в данной стране, но совершенно загадочном для иностранца. Ученикам швейцарских и британских школ и колледжей в подготовке документов помогают личные наставники – преподаватели-тьюторы. Тем же, кто волей судьбы вынужден обойтись без их помощи, лучше не рисковать и обратиться за консультацией в российское образовательное агентство, партнёрствующее с британскими и швейцарскими вузами.
Кому-то предложенные траектории движения к западному образованию могут показаться слишком сложными. Да, лёгкими их не назовешь. Но так ведь цель того стоит. Диплом одного из самых знаменитых университетов мира, возможность получить работу в престижной компании оправдает затраченные усилия.
Национальная и международная
Две сотни школ Великобритании (большинство из них – частные) вместо традиционного курса A-level (или наряду с ним) предлагают старшеклассникам международную программу International Baccalaureate. IB предлагают и некоторые швейцарские школы, что совсем не удивительно: именно в Швейцарии полвека назад разработали эту программу. Перед теми, кто успешно справится с программой IB, открываются почти безграничные возможности: с дипломом IB можно поступать в Оксфорд, Кембридж и любой другой университет Великобритании, в Гарвард, Йель, Принстон в США и во многие другие. Диплом IB признан в 50 странах мира.
Поступить на дипломную программу IB может любой человек не моложе 16 лет. Как и британская национальная программа A-level, IB длится 2 года и целенаправленно готовит студентов к поступлению на определённую специальность университета. Но, в отличие от A-level, IB даёт студентам всестороннее образование, изучаются не 3-4, а 6 предметов: родной язык (приехавшие из России изучают русский), иностранный язык (в нашем случае – английский), математику, гуманитарные науки (одна дисциплина на выбор: история искусств, либо общая история, литература и т.п.), естественные науки (на выбор физика, химия или биология), дополнительный предмет для профильной подготовки в университет. В зависимости от будущей специальности 3 предмета изучаются более глубоко (Higher level, или уровень «А») другие менее (Subsidiary level, или уровень «В»). На втором году все студенты изучают курс теории знания. Ещё один обязательный курс — CAS (Creativity, Action, Service), включающий участие в социальных программах (помощь старикам и инвалидам, сбор средств на благотворительность и т. п.). По завершении курса надо сдать экзамены и написать тезис – развёрнутое сочинение примерно на 80 страниц. Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (экзаменов – 6, высшая оценка – 7, низшая – 1, еще 3 балла можно получить за тезис и участие в CAS). С этой задачей справляются не все: по мировой статистике, около 30% окончивших курс остаются без диплома. Чтобы поступить в самые престижные университеты мира, надо иметь в дипломе не меньше 39 баллов.
Недавний опрос приёмных комиссий британских университетов показал, что почти 60% её членов считают диплом IB амбициознее национального, а абитуриентов, обладающих им – предпочтительнее. Ежегодно всего лишь несколько десятков студентов в мире получают диплом с высшим баллом (45) международного бакалавриата, в то время как Окфорд и Кембридж отклоняют заявления более 5000 абитуриентов с набором трёх высших баллов в британской системе. Тем не менее, министр среднего образования Великобритании лорд Адонис в 2005 году заявил, что пока тотального перехода на IB или сходную систему правительство не планирует: школьникам и так нелегко.
Схема получения образования в Великобритании и Швейцарии российскими школьниками и студентами.
- Зарубежное обучение: варианты 2023 - 2024
- Высшее образование за рубежом: варианты на сегодня (май 2023)
- Образования в прежнем виде уже не будет никогда (ноябрь 2021)
- Пандемия подтолкнула нас к развитию новых педагогических приёмов (ноябрь 2021)
- Легенды образования (август 2021)
- Как поступить в престижный зарубежный университет - даже в пандемию (август 2021)
- Система приёма в британские университеты должна измениться (ноябрь 2020)
- Университетское образование после Covid-19: прогнозы (ноябрь 2020)
- Абитуриенту: самые востребованные специальности в Великобритании (сентябрь 2020)
- Британия снимает иммиграционные барьеры для талантливых специалистов-иностранцев (август 2019)
- Brexit и новая образовательная стратегия Великобритании (июль 2019)
- Учёные Оксфорда протестуют против вынужденного ухода на пенсию (июнь 2017)
- К работе готов (март 2017)
- Где учёным сегодня работать хорошо (ноябрь 2016)
- В четырех университетах Великобритании стартовала упрощённая схема получения виз (август 2016)
- Иностранные студенты едут в Канаду (февраль 2016)
- Высшее образование – не только на английском (февраль 2016)
- Университеты ищут лидеров (октябрь 2015)
- British universities: career choice landmark (май 2015)
- Диплом британского образца (октябрь 2015)
- Реалии "Глобального образования", или чему учит чужой опыт (июль 2015)
- Клиринг: как проявить себя в телефонном разговоре с приёмной комиссией? (август 2014)
- Почему программа Foundation могла бы идеально подойти вашему ребёнку (июль 2014)
- Ученики лишают себя возможности сделать шаг вперёд (август 2012)
- Процедура клиринга - инструкции для поступающих в британские университеты (август 2012)
- University of St. Andrew’s: демократичный вуз для принцев… (апрель 2011)
- Британский университет: путь к цели (октябрь 2008)
- Международные колледжи - путь к успеху (август 2008)
- Цель оправдывает средства (сентябрь 2007)
- LSE - здесь учат изменять мир (июнь 2007)
- Оксфорд и Кембридж - вечные соперники (декабрь 2006)
- Оксбридж с видом на Альпы (июнь 2006)
- Британский университет: напрямую и в обход (июнь 2006)
- Слон или кит (сентябрь 2005)
- Как выбирают вуз британцы (июль-август 2005)
- Шанхайский вариант (май 2005)
- Вход без ограничений или как поступить в швейцарский университет (февраль 2004)
- Прямая дорога в Кембридж (март 2003)
- Мостик между настоящим и будущим (июнь 2002)
- Поступить в британский университет? (май 2002)
- Как поступить в британский университет (апрель 2002)
- Шанс (ноябрь 2001)
- Старый добрый детский House (апрель 2001)
- Экономика для неэкономных (апрель 2000)
- Высшая школа Её Величества (апрель 1999)