Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Пандемия подтолкнула нас к развитию новых педагогических приёмов

По просьбе «Альбиона» на вопросы отвечают проректоры Женевского университета (Швейцария), профессор Мишлен Луи-Курвуазье (на фото слева) и Стефан Берте (на фото справа).

- Как пандемия отразилась на университетской жизни? Что изменилось безвозвратно?

Мишлен Луи-Курвуазье:
- Пандемия негативно повлияла на экономическое и психологическое состояние студентов, но есть надежда, что ситуация выправится, как только всё закончится и мы вернёмся к прежней жизни. Преподавателей же она подтолкнула к развитию новых педагогических приёмов, и мы ожидаем, что они будут совершенствоваться и применяться и дальше, после пандемии.

- Означает ли это, что онлайн- или гибридное обучение продолжится и в будущем?

Мишлен Луи-Курвуазье:
- Мы и раньше использовали различные методы в преподавании, а теперь гибридная модель позволит разнообразить и обогатить отдельные курсы и программы. Но только в том случае, когда её эффективность педагогически обоснована и подтверждена на практике.

Стефан Берте:
- Мы научились многие вещи делать онлайн. Ковид заставил развивать альтернативные образовательные проекты, в том числе связанные с обучением за рубежом. Теперь многие программы, которые раньше предполагали выезд за границу, можно пройти дома онлайн. Наверняка что-то из этого сохранится и в будущем, но ни в коей мере не заменит традиционного обучения.

- Что ваши студенты думают о виртуальном обучении? Согласны ли вы с тем, что вынужденный массовый переход на дистанционный формат наносит ущерб качеству образования?

Мишлен Луи-Курвуазье:
- Части студентов нравится онлайн-формат, поскольку он даёт больше свободы. Но я согласна с тем, что это может вести к ухудшению качества обучения, если преподаватели не владеют инструментарием для виртуальных занятий со студентами.

Стефан Берте:
- Из-за ковида мы перевели учебный процесс и приём экзаменов в онлайн. Дистанционный формат позволил не прерывать обучения в непростые времена, но у него есть свои лимиты, особенно что касается связки преподаватель-студент – общения, взаимообмена, передачи знаний и опыта.
Отмена учебных поездок за рубеж и приёма иностранных студентов на время ковида тоже имела свои негативные последствия. Студенты лишились возможности получить опыт жизни и учёбы в другой стране, а это ещё и значительный бонус в резюме. Ни одна онлайн-платформа не может обеспечить того, что можно только лично прожить и прочувствовать.

- Как изменилось число иностранных студентов за последние два года? Когда, по-вашему, обучение за рубежом станет таким же привычным делом, как и раньше?

Стефан Берте:
- Иностранцы составляют почти 40% от общего числа студентов Женевского университета. Большинство приезжает из Франции и соседних европейских стран. В 2019 году, перед пандемией, мы наблюдали рост числа заявок от иностранных абитуриентов, в том числе из России. Понятно, что с введением ограничений студенческий поток из-за рубежа значительно сократился, но мы ожидаем, что ситуация выровняется уже в этом учебном году.

- Вернулись ли вы к очной форме обучения в 2021-22 учебном году? Насколько предсказуема и безопасна учёба в университете сейчас?

Мишлен Луи-Курвуазье:
- Да, сейчас вся учёба происходит в кампусе, студенты ходят на занятия, как и раньше. Дома остаются только те, у кого выявлен ковид. Мы делаем всё, чтобы университет оставался безопасным и предсказуемым местом, в частности, проводим регулярные тесты, требуем ковид-сертификаты и т.д.

- Что бы вы посоветовали абитуриенту из России? Что нужно сделать, чтобы поступить в ваш университет, какая подготовка требуется?

Стефан Берте:
- Прежде всего, надо убедиться, соответствуете ли вы вступительным критериям для студентов из России. Информацию можно найти в соответствующем разделе на сайте Женевского университета. Кроме того, стоит внимательно изучить условия и стоимость жизни в Женеве и понять, насколько вы готовы к переезду на новое место.