Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Международный бакалавриат

Международный бакалавриат (IB): воспитание разносторонней личности

Международный бакалавриат (International Baccalaureate, IB) – одна из самых разносторонних и сложных выпускных школьных программ. Она была разработана в 60-х годах прошлого века в Швейцарии по инициативе международных школ ООН, в том числе с целью предоставления возможности школьникам из разных стран обучаться не только в национальных университетах. Сегодня по различным программам IB учится около миллиона учеников почти в 4 тыс. школ по всему миру, включая Москву и другие города России.

Создатели программы стремились решить задачу воспитания личности с интернациональным мышлением, по сути, людей мира, способных легко адаптироваться и жить в разных странах. Причём путь к пониманию чужой культуры, по мысли приверженцев IB, лежит через доскональное изучение своей.

Образовательная система IB включает в себя четыре ступени. Программа международного бакалавриата для начальной школы (PYP - Primary Years Programme) рассчитана на детей от 3 до 12 лет и предполагает целостное развитие личности. Обучение проходит не только в классе, но и за его пределами. Следующий этап - международный бакалавриат для средней школы (MYP - Middle Years Programme). Школьников от 11 до 16 лет учат понимать связь между получаемыми знаниями и реальным миром, критически и творчески мыслить. И наконец, для старших школьников 16-19 лет есть две программы - профессиональная (The IB Career-related Certificate) и широко известная выпускникам многих стран мира дипломная (DP - Diploma Programme). Очевидно, что первая ориентирована на «практиков», желающих быстрее получить профессию и начать работать, а вторая – на поступающих в классический университет (Школы-пансионы Великобритании и Швейцарии в подавляющем большинстве практикуют именно этот вариант - Прим.).

Считается, что дипломная программа международного бакалавриата – один из лучших способов подготовки к университету. Диплом IB признается практически всеми зарубежными университетами, включая самые престижные, такие как Оксфорд и Кембридж. А некоторые американские и европейские вузы даже засчитывают отдельные предметы IB как пройденные по университетской программе первого курса. Но учиться по программе международного бакалавриата непросто, она подходит далеко не всем, а только целеустремленным ученикам, способным освоить большой объем материала. Хороша она и для тех старшеклассников, кто не готов к ранней специализации и не выбрал будущую специальность, а также для тех, кто хотел бы получить более широкое образование.

Сегодня, когда многие страны мира присоединились к Болонскому соглашению, позволяющему выпускникам выбирать любой университет из стран-участниц этого соглашения, главным преимуществом диплома IB с точки зрения вуза оказывается разносторонность его учебной программы. При этом сохраняется «трансграничная» привлекательность IB как для стран, полноценно не участвующих в Болонском процессе, так и для стран, где возникают сложности с национальными экзаменационными программами (самый яркий пример, пожалуй, – упрощение британской программы A-level в период правления лейбористского правительства Тони Блэра, вызвавшее повышенный интерес к выпускникам с дипломом IB со стороны британских университетов).

Программу IB отличает сбалансированный учебный план. Все предметы разделены на шесть групп - родной язык и литература, математика, иностранные языки, естественные науки, гуманитарные науки и общественные науки (эта группа называется «люди и общества»). Школьник должен выбрать три предмета для более глубокого изучения (уровень A) и еще три для изучения на обычном уровне (B). Особенность IB – в целостности образовательного процесса и связи между предметами.

Помимо этого, в программу входит такой компонент, как CAS (Creativity, Activity, Service) - «творчество, деятельность, служба». Этот предмет направлен на воспитание личности и развитие полезных навыков. Школьники занимаются в творческих мастерских, участвуют в общественно-полезной деятельности, в том числе помогая нуждающимся, развиваются физически – в спорте и труде. На втором году обучения в программу добавляется теория познания, которая учит ставить вопросы, разыскивать нужную информацию и думать. Кроме того, каждый ученик готовит выпускное эссе на 4000 слов, для написания которого требуется провести исследование, включая углубленное изучение и критическое осмысление материалов.

Только выполнив все эти задания, а также успешно сдав выпускные экзамены, можно получить диплом IB. Для этого нужно набрать не менее 24 баллов. Высшая оценка по каждому из шести предметов – 7, плюс за эссе и активное участие в CAS начисляются дополнительные 3 балла, итого 45 максимально возможных баллов. Для поступления в лучшие университеты мира требуется 36-39 баллов. По статистике, 30% учеников международного бакалавриата не справляются с программой и остаются без диплома. В этом, кстати, отличие IB от национальных школьных программ, например, британской A-level, где сертификат о среднем образовании выдают в любом случае, не важно, провальные там оценки или отличные.

Те же, кто справляется с IB, получают немало преимуществ. Выпускники международного бакалавриата – это независимо мыслящие люди с широким кругозором и стремлением к совершенствованию. Среди них немало ученых, разбирающихся в литературе, художников с познаниями в математике или социологов со знанием нескольких языков. Если не универсальных людей, то разносторонних личностей точно.