Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Университет дает возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента

Интервью провела и записала Елена Коптелова

Еще один подопечный «Альбиона», Иван Попов, закончил факультет физики Университетского колледжа Лондона (UCL) в 2019 году и тогда же приехал в Москву развивать стартап. В его планах было вернуться в Англию через год, чтобы продолжить образование в магистратуре. Но пандемия внесла свои коррективы, и академический отпуск Ивана растянулся на два года.
UCL входит в топ-10 университетов мира, согласно рейтингу QS World University Rankings 2021, и занимает восьмую строчку по такому показателю, как академическая репутация. О том, как поступить в UCL и каково в нем учиться, - личный опыт Ивана.

- Расскажите, как Вы попали в Англию?

- Изначально это была инициатива родителей. Они хотели, чтобы после окончания школы в России я поехал учиться в Англию. Сам я ни о чем таком не думал и первое время даже сопротивлялся. Здесь у меня были друзья, девушка, и уезжать мне не хотелось. Но тем нем менее в 2014 году я поступил в частную школу-пансион Wellington College на двухгодичную предуниверситетскую программу A-level.
За несколько лет до этого я начал заниматься английским языком с репетитором, а за год до поступления еще и физикой и математикой на английском языке и по британской программе. Благодаря этим занятиям я хорошо сдал вступительные экзамены и получил приглашение из школы.
Тут особенно стоит отметить помощь компании «Альбион»: они не только подобрали учебные заведения, но и организовали сдачу экзаменов в Москве. Что, кстати, ранее не практиковалось той школой, которая мне особенно понравилась (Wellington College - Прим. автора). Тот факт, что мне не пришлось лететь в Англию на тестирование (к чему я не был психологически готов), облегчил весь процесс и дал желаемый результат. И за это отдельная благодарность «Альбиону».
Я понимал, что еду в Великобританию с прицелом на дальнейшее поступление в университет, но, как и большинство ребят в этом возрасте, я слабо представлял, чем хочу заниматься. Поэтому выбрал то, что мне нравилось и что у меня хорошо получалось, - физику. Решил, что это будет хороший фундамент для любой профессии. Соответственно, на A-level взял четыре предмета - математику, высшую математику, физику и экономику.

- Ваша программа старшей школы длилась два года и предполагала подготовку в университет. В какой момент Вам надо было выбрать вуз и подать в него документы?

- Профиль дальнейшего обучения, по сути, ты выбираешь сразу, как только переходишь в старшую школу на программу A-level. И два года изучаешь предметы, необходимые для будущей специальности. Оценки за них являются основным критерием приема в вуз. Подача документов в университет совпадает с началом последнего учебного года в школе. К этому моменту ты уже должен примерно понимать, куда хочешь поступать. Школа, в свою очередь, рекомендует университеты в соответствие с твоей успеваемостью. И дает дополнительные выходные, чтобы ученики могли съездить на Дни открытых дверей, посмотреть разные вузы и сделать выбор.
У меня были хорошие оценки, поэтому я в свой список включил четыре топовых университета - Оксфорд, Империал-колледж, UCL и King’s College, добавив еще один для надежности (так называемый safe choice) – Southampton. Для тех, кто собирался в Оксбридж, школа проводила отдельные занятия, помогая готовиться к вступительным экзаменам. Но абсолютно всех консультировала по тому, как заполнять анкету, что писать в мотивационном письме, как себя подавать в более выигрышном свете.
Я метил в первые два университета по списку, но, к сожалению, не попал. В Оксфорде не хватило 2-3 баллов на экзамене (надо было набрать не менее 65%, а у меня было где-то 63%). Империал-колледж пригласил на интервью, но, видимо, что-то там пошло не так, и мою кандидатуру не утвердили. Так я оказался в UCL, отчасти случайно, но потом я был даже рад, что все так сложилось, - университет мне очень понравился.

- Что требовалось для поступления в выбранные вами университеты?

- Кроме Оксфорда и Кембриджа, британские вузы принимают абитуриентов на основании поданных документов. Иногда, как Империал-колледж, который вместе с Оксбриджем входит в тройку лучших в стране, могут назначить собеседование. В остальных случаях главное – соответствовать вступительным требованиям по оценкам, иметь хорошие рекомендации и мотивационное письмо.
UCL меня принял именно так. Их условие по оценкам было A*AA (две отличные и одна высшая – Прим. автора), мне же выставили две A* - по математике и продвинутой математике - и A по физике, понятно, что это более чем устроило университет. Уже получив предложение о зачислении, я ездил к ним на День открытых дверей, и там было небольшое собеседование, но, скорее, для того чтобы познакомиться.

- Насколько легко было адаптироваться к учебе в университете после школы? Что стало неожиданным, к чему Вы оказались не готовы?

- У меня не было каких-то особых ожиданий. Да и университет я уже успел немного изучить, поскольку ездил на Дни открытых дверей. К тому же, я по натуре человек, который любит изменения: мне нравится попадать в новую среду и заводить новых друзей. Поэтому я с энтузиазмом воспринял начало студенческой жизни в Лондоне.
Тем более что это космополитичный город, где иностранец не ощущает себя чужаком. Да и UCL создавался как международный университет, там много студентов и преподавателей из-за рубежа. Так что проблем с адаптацией не было. Мне кажется, главное – не закрываться в своем панцире, не иметь предубеждений, быть открытым другой культуре, тогда ты быстро и легко ассимилируешься. К сожалению, я знаю немало русских студентов, которые и в Англии общаются только со своими, неудивительно, что и английский язык у них до сих пор средненький, и жалобы на англичан от них часто можно услышать. Я старался общаться со всеми, и это мне очень помогло.
Существенное отличие университета от школы только в том, что за тебя больше никто не несет ответственность и не контролирует. Теперь все зависит только от тебя самого. Хочешь – ходишь на занятия, не хочешь – не ходишь, заставлять никто не будет. В университете ты проходишь проверку на готовность к самостоятельной взрослой жизни.

- Как строилась и оценивалась учеба по Вашей специальности?

- Я учился по специальности «физика», каждый год у нас было 8 модулей – шесть теоретических и два экспериментальных. Получалось 26 учебных часов в неделю, шесть из которых - практические занятия в лаборатории. Насколько я знаю, это меньше, чем в российских вузах, и для меня это был комфортный уровень нагрузки.
На нашем факультете предполагалось несколько специализаций – экспериментальная физика, теоретическая физика, астрофизика и биофизика. В первом триместре программа у всех одинаковая, а дальше выбираешь свое направление. Я остановился на экспериментальной физике.
В расписании были лекции, на которых объясняли материал, семинары, где мы решали задачи, и лабораторные работы, во время которых мы ставили эксперименты. Расписание могло быть построено так, что в неделю выходило 4 полностью загруженных учебных дня и один свободный или пять рабочих дней с умеренной нагрузкой. По субботам и в выходные в целом занятий никогда не было.
Каждый модуль оценивался отдельно, а потом из этих оценок выставлялся средний балл за год. По теоретическим дисциплинам мы сдавали экзамены, в том числе промежуточные (они добавляли 10-15% к общей оценке за курс). Но основной вес, конечно, имел
финальный экзамен в конце года (60%).
По экспериментальным предметам ставили эксперимент и писали статью. Таким образом нас учили писать научные работы: важно было, и как написано, и какая методология использовалась, и какие выводы сделаны – все это влияло на оценку.

- Тяжело ли было учиться и сдавать экзамены?

- Мне было достаточно легко, особенно на первом курсе, когда, например, по математике изучались темы, которые я проходил еще в российской школе. Второй и третий год были посложнее, но не сильно.
Обычно, вырвавшись из школы, первокурсники расслабляются, пускаются «во все тяжкие», запускают учебу, а потом наверстывают. У меня случилось все наоборот: я очень ответственно подошел к первому году обучения, посещал все занятия, прекрасно сдал первые экзамены, набрав 87% (все, что больше 70%, считается высшей оценкой – First-Class Honours – Прим. автора). А ко второму и третьему году сбавил обороты, стал меньше ходить на лекции. Но все равно в результате получил красный диплом, хоть и с меньшим средним баллом. На моем факультете на общий балл диплома особенно влиял последний год обучения – он значил столько же, сколько два предыдущих вместе.
Экзамены, в общем, сдавать не сложно, если понимаешь, как к ним лучше готовиться. Хотя задания ежегодно меняются, все-таки общие закономерности остаются. Достаточно знать темы, по которым будут вопросы, их и штудируешь. Очень помогало то, что преподаватели делали подробные записи лекций - lectures notes. Перед экзаменом я их прочитывал, выписывал формулы, делал заметки, решал задачи прошлых лет.
Но надо иметь в виду, что у меня была естественнонаучная специальность. На гуманитарных, где надо много читать и писать, мне кажется, иностранцу приходится труднее, особенно если язык не на высшем уровне. У меня так было с экономикой в школе – написание эссе поначалу давалось очень непросто. Приходилось много готовиться и тренироваться, прежде чем это начало получаться.

- А где Вы жили во время учебы в университете?

- Университет предоставляет общежитие, но можно жить и в частной студенческой резиденции или снимать квартиру. У UCL несколько общежитий, они разбросаны по городу, но не сильно далеко друг от друга и основного кампуса - максимум 40 минут пешком.
Они разного уровня – подешевле и подороже, более новые или старые. И хотя при заполнении заявления на общежитие указываешь, где хотел бы жить, в реальности никогда не знаешь, какое тебе достанется, это как рулетка. У меня было довольно старое общежитие, которое давно не реновировали, но все равно условия вполне приемлемые: комната на одного со всеми удобствами, в стоимость проживания (180 фунтов в неделю) входило питание в студенческой столовой.

- Чем, на Ваш взгляд, британские вузы отличаются от российских?

- Главное отличие в том, что большинство университетов в Великобритании – это исследовательские центры, а у нас, в первую очередь, образовательные. Британское образование – оно про самостоятельность: вам дают возможности и ресурсы, а вы решаете, как ими распорядится. Кроме того, как мне кажется, на бакалаврской программе много свободы и меньше требований. У тебя есть выбор. Можно закончить курс по своей специальности и дальше заниматься, чем хочешь. Например, после физики пойти в финансы или IT. А можно глубоко изучать предмет, участвовать в исследованиях, организовывать себе стажировки, более тесно общаться с профессорами и посвятить себя науке – пойти в магистратуру и докторантуру, где все более строго и серьезно.
В британских университетах нет лишних предметов, не относящихся к твоей специальности, то есть образование более профильное. Но при этом ты можешь расширить свои горизонты, занимаясь практически любой сферой деятельности в рамках студенческих сообществ.
И это другое важное отличие от российских вузов - более активная и разнообразная социальная жизнь. Под эгидой студенческого союза работает много клубов по интересам, проводятся различные мероприятия, есть студенческие кафе и пабы. Это очень важно, поскольку университет – это не только учеба, но и общение и связи.
Правда, я не особо участвовал в общей «движухе», в свободное время больше общался с друзьями, ходил в зал, открывал для себя Лондон.

- Что Вы можете сказать о своих однокурсниках и преподавателях?

- Британские университеты заинтересованы в привлечении студентов и исследователей из-за рубежа, и многие из них по студенческому и преподавательскому составу давно стали международными учебными заведениями. А Университетский колледж Лондона таким задумывался изначально, поэтому неудивительно, что среди моих однокурсников были представители самых разных стран. Вообще это один из самых либеральный вузов в Англии, и это мне тоже в нем нравится. Он одним из первых начал принимать женщин, здесь учился Ганди.
Многие из наших преподавателей приехали в UCL для проведения исследования, а заодно вели семинары и лекции. Общение с ними строилось по-разному, но все равно оно было менее формальным, чем в школе, особенно с теми, кто вел практические занятия.
Кроме того, каждому студенту назначают наставника на все время обучения - Personal Tutor. К нему можно обратиться с любой личной или учебной проблемой. Так, мой тьютор готовил для меня рекомендательные письма, когда я поступал в магистратуру.
По отдельным специальностям на третьем курсе предполагается написание курсовой работы, и на это время у вас появляется еще и научный руководитель. У нас курсовая была интересно организована: мы ее писали коллективно, в группе из 8 человек. Сделано это было для того, чтобы мы получили опыт командной исследовательской работы, какой она обычно и бывает.

- Как старшекурсники ищут работу, помогает ли им в этом университет? И куда идут выпускники Вашего факультета?

- Как и в любом вузе, в UCL есть департамент карьеры, который помогает с трудоустройством. Вакансии для выпускников размещаются на специальном портале, проводятся ярмарки вакансий, пишутся рекомендации. Востребованность зависит от специализации. Физики, в первую очередь, выбирают академическую карьеру – идут в магистратуру и докторантуру. Но их также охотно берут компании из финансового и банковского сектора – за аналитические способности и знание математики и программирования. Так, некоторые мои однокурсники пишут программы в инвестиционных банках. Я ушел в аналитику – сначала занимался веб-аналитикой, потом аналитикой данных. В этом мне тоже физика и математика помогли.

- Каковы Ваши дальнейшие планы? Чем собираетесь заниматься в будущем?

- Получив диплом бакалавра, я вернулся в Россию, чтобы заниматься стартапом. Мне важно было сделать перерыв в учебе после пяти лет в Англии - было желание отвлечься и сменить обстановку. Но при этом я успел поступить в магистратуру своего университета на специальность Data Science (аналитика данных) и сразу взял академку. Планировал через год вернуться, но пандемия добавила еще один год, теперь собираюсь в Англию этой осенью.
Впрочем это время не прошло даром – я закончил годовой онлайн-курс по Data Science, поработал веб-аналитиком, как мне кажется, основательно подготовиться к учебе в магистратуре.
По окончании магистратуры хочу получить рабочую визу выпускника по новой иммиграционной схеме. Она дается на два года, за это время надеюсь там закрепиться и остаться. Пока вижу себя именно в области аналитики данных, а дальше посмотрим.

- Что Вы можете посоветовать тем, кто только задумывается о поступлении в британский университет?

- Это, возможно, покажется странным, но я бы посоветовал не концентрироваться исключительно на учебе в первый год и использовать его для того, чтобы найти свое призвание. Больше пробовать и искать ту сферу деятельности, которая нравится и хорошо получается. Хотя, конечно, в идеале это стоит сделать еще до университета.
За год до поступления рекомендую начать заниматься с репетиторами, познакомиться с программой обучения, освоить терминологию. Без специальной подготовки будет тяжело, и это неизбежно скажется на оценках.
А уже в Англии посоветовал бы не замыкаться на общении с соотечественниками, больше говорить по-английски, общаться, погружаться в культуру. Это и интересно, и полезно: только так можно начать говорить по-английски как англичане.