Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии

Интервью с Алисой Барабошкиной, бывшей студенткой "Альбиона", провела и записала Елена Коптелова

Это интервью – еще один рассказ о том, как сложилась судьба учеников и студентов «Альбиона». Алиса Барабошкина уехала на учебу в Англию в 12 лет, поступила и успешно закончила одну из лучших архитектурных школ Европы - Bartlett School of Architecture - в составе Университетского колледжа Лондона (UCL). Сейчас она учится в магистратуре университета Хартфордшира по специальности «дизайн игр» (Games Art & Design), а осенью 2021 года планирует продолжить образование в магистратуре по специальности «архитектура».
Мы попросили Алису рассказать о своем опыте поступления и обучения в одном из топовых вузов Великобритании.

- Вы оказались в Англии в раннем возрасте и провели там основные школьные годы. Как это повлияло на ваше дальнейшее образование – выбор университета и поступление в него?

- Да, родители отправили меня в Англию после седьмого класса, мне тогда было 12 лет. Прицел на последующее поступление в британский университет был изначально. Причем уже тогда я знала, что хочу заниматься архитектурой. Поэтому и школу мне искали с уклоном в искусство. Смотрели, чтобы хорошо преподавали этот предмет, чтобы были мастерские. Во всем этом процессе нам очень помогала компания «Альбион», давая ценные консультации и рекомендации и подбирая наиболее подходящие учебные заведения.
Мы остановились на частной школе-пансионе Bromsgrove - она была хороша по многим показателям, в том числе и по искусству. Там были и художественные студии, и мастерские, где нас учили работать с разными материалами, изготавливать предметы мебели, использовать 3Д-принтеры.
Подходы к художественному образованию в России и Англии абсолютно разные. Дома, в художественной школе, упор делался на технику и основы изобразительного искусства, а здесь на первый план ставилась свобода выражения, креативность. Честно говоря, поначалу мне было довольно тяжело перестроиться.
Тот факт, что я прошла в Англии всю среднюю школу (этап, который длится с 13 до 16 лет и заканчивается сдачей экзаменов и выдачей сертификата об общем среднем образовании – GCSE – Прим. автора), помог мне подготовиться и поступить в британский университет естественным образом, как это происходит у самих британцев.
По результатам экзаменов GCSE школа советует, какие предметы выбрать для двухгодичной предуниверситетской программы старшей школы A-level. В то же время, если вы уже понимаете, куда хотите дальше поступать, то достаточно посмотреть требования этих университетов. Эти предметы и берешь для программы A-level. Я взяла математику, физику, искусство и сопротивление материалов (resistant materials – подраздел дизайна и технологий). Благо, что мои оценки GCSE позволяли выбрать любой предмет.

- Вы уже тогда знали, в какие университеты будете подавать документы?

- В мой список вузов входили UCL, университеты Кардифа, Бата, Манчестера, Oxford Brookes и АА (Architectural Association – Школа Архитектурной ассоциации, частный университет в Лондоне, одна из старейших и самых престижных архитектурных школ в мире – Прим. автора). Родители настояли на том, чтобы перед принятием решения, куда подавать документы и какому вузу отдать предпочтение, я поездила на Дни открытых дверей. И это было действительно очень полезно: ты можешь увидеть своими глазами, что происходит в кампусе, как устроен университет, задать любые вопросы, поговорить со студентами. Кстати, школа дает тебе для таких поездок свободные дни. И я очень всем советую воспользоваться такой возможностью.
UCL не сразу стал университетом №1 в моем списке. Я очень хотела поступить в AA, мама советовала Бат, а папа - как раз UCL. Так как AA – частный университет, документы туда подаются отдельно, не через общую службу UCAS. И требования там совсем другие – важны не оценки (они могут быть довольно низкими), а портфолио. Отбор очень жесткий, и поступить туда трудно: сначала отправляешь 20-40 страниц портфолио, и только если твои работы понравятся, тебя приглашают на интервью. Но до него доходят немногие.
Так или иначе, UCL мне ответил первым, прислав предложение об условном зачислении (conditional offer), и, оценив все «за» и «против», я решила его принять. Тем более, что его архитектурная школа Bartlett School of Architecture – одна из лучших и высоко котируется не только в Великобритании, но и за ее пределами.

- Какие требования были у UCL к поступающим на факультет архитектуры?

- Процесс поступления был следующий. Сначала отправляешь стандартный пакет документов через службу UCAS. Школа помогает наилучшим образом написать мотивационное письмо – оно не раз проверяется учителями Bromsgove, прежде чем отсылается в университет.
Если по документам ты проходишь, приемная комиссия присылает творческое задание и дает на него одну неделю. В моем случае надо было подготовить зарисовки по предложенным темам. Если задание выполнено успешно, начинаешь готовить портфолио в указанном университетом формате и потом вместе с ним едешь на интервью.
Портфолио просматривается во время собеседования, параллельно тебе задают вопросы. Со мной интервью проводила главный куратор первокурсников. И это было очень не просто – она постоянно перебивала, не давая отвечать по заранее подготовленной схеме и заставляя импровизировать на ходу.
Не знаю точно, что в итоге сыграло в мою пользу, возможно, то, что благодаря Bromsgrove я хорошо работала в 3D и представила не только рисунки, но и модели, продемонстрировав пространственное мышление. Конкурс был очень большой - 10 человек на место, только из моего класса в Bartlett School of Architecture поступало 8 человек. Приняли четверых, в том числе и меня.

Презентация творческой работы Алисы

- Расскажите о своих первых впечатлениях о студенческой жизни в UCL: совпали ли ожидания и действительность, легко ли было привыкнуть к новой обстановке?

- Я не могу говорить о UCL в целом, потому что Bartlett хоть и является частью университета, но это отдельная школа со своим зданием и инфраструктурой. С одной стороны, по сравнению со школой в университете появилась свобода – можешь делать, что хочешь. Учиться никто не заставляет. И даже если заваливаешь первый год, никакой трагедии не происходит: оценка за первый курс лишь незначительно влияет на общий балл диплома, составляя всего 7,5% от него.
С другой стороны, в нашей школе нас нагружали настолько, что ни на что, кроме учебы, не хватало времени. Мы сидели в студиях допоздна, зачастую вплоть до их закрытия в десять вечера. И несмотря на кажущуюся свободу, негласное правило было именно таким: если хочешь хорошо закончить университет, то ты должен много работать.
Так что пришлось даже отказаться от студенческих клубов и сообществ, куда я поначалу записалась. Но я сильно не расстроилась: мне сразу понравилось ходить в университет, и я с удовольствием училась с первого дня до последнего.

- Как строилась учеба по вашей специальности, наверняка она имела свою специфику и отличалась от учебного процесса на других факультетах?

- Каждый год у нас было 4 модуля, из которых один основной – архитектурный дизайн, по нему с первого же триместра начиналась проектная работа. Три других – это история архитектуры, строительство, окружающая среда, по ним были другие задания, например, снять видео, написать сочинение и т.д. И проекты, и задания выполняются в группах примерно по 15 человек, на которые делится курс. На каждую группу выделяется два преподавателя. Они ведут тьюториалы два раза в неделю, а кроме того, курируют самостоятельную работу студентов в студиях.
В первом триместре нам дали маленький проект – создать что-то из повседневных рутинных вещей. Во втором уже была предусмотрена большая работа с выездом за границу, во время которого надо было изучить различные здания и архитектурные решения, а по возвращении подготовить собственный строительный проект. На первом курсе мы ездили за идеями в Германию. А потом нам выделили кусок земли в Лондоне и дали задание все изучить и придумать, что там построить. Так, я создавала дом для пианиста.
На втором курсе групповые занятия по главному модулю идут вместе с третьекурсниками. То есть к вам в группу добавляют старшекурсников, которые выступают своего рода кураторами и наставниками, например, учат пользоваться специальными архитектурными программами, делятся опытом. И ты подтягиваешься и начинаешь работать наравне с ними.
Кроме того, со второго года появляется специализация: формируются группы по интересам - рисование, работа в мастерских, компьютерные программы и т.д. Чтобы попасть в самые популярные и востребованные, надо пройти интервью.
Помимо групповых занятий, были и лекции – две-три в неделю. Нередко их читали специально приглашенные для этого известные архитекторы. Впрочем, все наши преподаватели были действующими профессионалами, причем с опытом работы в разных странах, и с ними было интересно общаться.

- А как оценивалась учеба и насколько тяжело было учиться?

- В первый год мы сдавали экзамены – единственные за все время обучения. На втором и третьем курсе экзаменов нет, оценивают по портфолио. Еще у нас были презентации, но за них не ставили оценки.
- Если проект хороший, то портфолио собрать легко. Но надо учитывать, что проект – это в основном самостоятельная работа, не считая еженедельных тьюториалов с преподавателями. Если ты не готов к такому формату, то дойти до конца учебы очень трудно. Стоит пропустить неделю, и на следующей ты уже ничего не успеваешь. Среди моих однокурсников были и такие, кто не справлялся и уходил. Лично меня мотивировало то, что не могу прийти на тьюториал со старыми работами. Особенно если учесть, что один из моих преподавателей жил в Германии и специально прилетал каждую неделю, чтобы провести занятия с нами.
Мне кажется, с экзаменами было бы легче или, по крайней мере, понятнее: подготовился к ним, сдал, получил оценку. А тут ты должен постоянно работать, а если перестаешь, то это влияет на конечный результат.
Могу сказать, что учиться было и интересно, и тяжело. Мы креативные люди, для которых очень важен момент удовлетворения от собственного творчества. Если что-то не получается, легко впасть в депрессию.

Алиса в пустыне Блэк-Рок (Невада, США)

- Вы упомянули поездки за границу во время учебы. Они были включены в программу? А были ли предусмотрены стажировки, практика?

- В бакалаврскую программу по архитектуре включены ежегодные учебные поездки за границу. На первом курсе место и тема путешествия определяется университетом. Со второго года можно выбрать специализацию основного модуля, а вместе с ним и поездку. Учебные туры обычно организуются после зимних каникул и длятся от нескольких дней до двух недель.
А вот стажировок предусмотрено не было. Теоретически их можно было найти самостоятельно, но нагрузка была такой большой, что в течение учебного года на практику просто времени не оставалось. А во время каникул устроиться куда-то можно было только по знакомству. Стажеры-архитекторы на короткий период никому не нужны.
Но и без стажировок, как я говорила, у нас было много практической работы. Собственно, все архитектурное образование – это постоянная практика, реализаций знаний и идей в проектах.
И что самое главное, Бартлет позволяет делать какие-то фантастические вещи. Ты получаешь свободу самовыражения и, работая над проектом, можешь предложить самые невероятные идеи, даже если их невозможно реализовать в жизни. Мне кажется, это главное отличие британского архитектурного образования от российского. Насколько я знаю, в России более академический и прагматический подход. У нас таким он стал только на третьем курсе. А до этого от тебя хотят чего-то нового и интересного, поддерживают твои эксперименты. Во главу угла ставится идея, а уже потом знания и умения.

Алиса в древней Петре (Иордания)

- Помогает ли такой подход в будущей карьере? Насколько легко найти работу выпускнику Bartlett School of Architecture?

- В конце каждого года на нашем факультете устраивался финальный показ работ студентов – Final Show. На него приглашаются известные архитекторы, потенциальные работодатели и разные знаменитости, и это реальный шанс заявить о себе. Это тот момент, когда определяется твоя будущая профессиональная карьера. Мне таким образом предложили работу после второго курса.
Но это не единственный способ трудоустройства выпускников. Обычно на третьем курсе студенты формируют свое портфолио, получают рекомендации от преподавателей и начинают активно предлагать свою кандидатуру архитектурным бюро и студиям. Приглашение поработать вместе может поступить и от учителя, с которым у тебя установился близкий контакт и который увидел твой потенциал. Вариантов много, выпускники Bartlett ценятся на рынке. Когда заканчиваешь одну из лучших архитектурных школ мира, это играет свою роль.
Другой вопрос, что мне «повезло» получить диплом в разгар пандемии, когда с работой стало туго. По прежним иммиграционным правилам у меня было всего несколько месяцев для поиска работы (новые правила вступили в действие в 2021 году, они позволяют иностранным выпускникам британских вузов оставаться в стране на 2 года для трудоустройства – Прим. Автора). В условиях, когда все закрыто, осуществить это было нереально.

- Чем вы решили заниматься, раз все так сложилось?

- Я хотела остаться в Англии, поэтому у меня был только один вариант - продолжить обучение в магистратуре. Но для поступления в магистратуру по архитектуре требовалась годовая стажировка, что в моем случае было невозможно по причинам, описанным выше.
Поэтому я решила расширить свой опыт и попробовать себя в гейм-индустрии. Раньше я в основном рисовала от руки, а в университете изучила компьютер и заинтересовалась визуализацией, сравнением архитектуры с играми. И в архитектуре, и в гейм-дизайне используются одни и те же программы, и мне стало интересно, в чем разница. Тем более, что нам часто повторяли, что архитекторам есть чему поучиться у дизайнеров игр.
Так я поступила в магистратуру по специальности Games Art & Design (дизайн игр) университета Хартфордшира (University of Hertfordshire). Он находится под Лондоном и, конечно, меньше известен, чем UCL, но именно в области дизайна и программирования компьютерных игр очень высоко котируется, считается чуть ли не первым в мире.

- Каковы ваши дальнейшие планы? Кем вы видите себя в будущем?

- Мой магистерский курс в Хартфордшире длится год, после него хочу найти работу в архитектурной области и очень надеюсь, что к лету это уже будет возможно. Мне очень интересно посмотреть, как все, чему я научилась, можно применить в реальной жизни. Кроме того, эта рабочая стажировка необходима для продолжения учебы в архитектурной магистратуре, куда я собираюсь поступать дальше.
Если бы не пандемия, работу можно было бы найти и сразу после окончания бакалаврской программы UCL – выпускники нашей школы, как я уже упоминала, очень востребованы на рынке.
Но, с другой стороны, у меня появился новый опыт и, как мне кажется, серьезное преимущество. Гейм-индустрия развивается быстрее архитектуры, и, оказавшись в ней, ты получаешь много новых навыков и знаний, которые не всегда доступны обычному архитектуру.

- Что вы можете посоветовать тем, кто только задумывается о поступлении в британский университет?

- Из своего опыта могу сказать, что я использовала далеко не все возможности, которые дает университет, и сейчас об этом немного жалею. Мой совет – изучайте все, что предлагается бесплатно студентам, не упускайте ни одного шанса.
Тем, кто только планирует поступать, посоветовала бы поездить по университетам, чтобы увидеть и оценить их изнутри, узнать особенности каждого. Например, у меня был выбор между университетами Бата и UCL. И там, и там хорошо преподают архитектуру, но в первом с техническим, а во втором - с художественным уклоном. Выбирайте, что ближе и нужнее вам. Важно и место, где расположен университет. Так, после уединенной сельской местности, где находилась моя школа, я хотела попасть в большой город.
Если вы собираетесь поступать на творческую специальность, особое внимание обратите на портфолио. Старайтесь выделиться и придумать что-то свое. И дождитесь окончания пандемии – полноценная учеба в кампусе все же лучше дистанционной, а для отдельных профессий она незаменима.