Практика и стажировка Обучение в
Германии / Нидерландах
Зарубежные летние школы Круглогодичные языковые курсы
. .
Образовательная компания «АЛЬБИОН». Консультанты по зарубежному образованию. С 1993 года.
Правильный выбор учебного заведения - это основа успеха в обучении за рубежом. Очевидно, что без помощи опытного консультанта в этом деле не обойтись. «Альбион» предлагает лучшее в обучении за рубежом.
. +7 495 6509995, +7 495 6943600,
. +7 925 5052442
.
.
.
.
.
. . .
.
. / / / Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021) .
. .
.
Наши публикации:

«Альбион» в соцсетях:

Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)

Андрей Касьянов отучился за границей 10 лет. Начал со средней школы в Англии, после которой поступил в Бостонский университет в США, а сейчас заканчивает магистратуру Корнельского университета - одного из топовых вузов Америки, входящего в престижную «Лигу плюща». Мы попросили его поделиться своими впечатлениями от учебы в двух этих странах с журналистом Еленой Коптеловой.

- Андрей, Вы прошли почти все этапы зарубежного образования. А как все начиналось, как вы перевелись из российской школы в британскую?

- Это было семейное решение. Первый раз родители заговорили об этом, когда я учился в пятом классе. А уже в седьмом мы обратились в компанию «Альбион», где нам посоветовали не затягивать с поступлением в британскую школу, сказав, что в старших классах будет труднее адаптироваться к новой системе обучения и параллельно готовиться в университет.
За год до подачи документов в школу я начал заниматься с репетитором по основным школьным предметам – английскому языку, математике и естественным наукам. По нашему запросу «Альбион» подобрал где-то семь-восемь частных школ-пансионов в Англии и организовал их посещение. Именно во время этой поездки мне стало примерно понятно, где бы хотелось учиться.
Потом были вступительные экзамены – они проходили в офисе компании «Альбион», что очень удобно, и зачисление в Epsom College. В этой школе я проучился три года до получения аттестата об общем среднем образовании GCSE (выдается после окончания 10-го класса – Year 10 – и сдачи одноименных экзаменов, в 16 лет – Прим. автора).

- Что было потом? Как вы оказались в США?

- Последние два класса старшей школы A-level я заканчивал в другом месте - в Radley College. У этой школы более высокие показатели зачисления выпускников в лучшие университеты, поэтому я и решил туда перевестись. В этом, кстати, мне тоже помог «Альбион».
Когда я учился, в первый год программы A-level можно было брать 4-5 предметов, а на второй оставлять три профильных, необходимых для поступления в университет, и один по интересу. Я выбрал французский, который мне нравился, а также математику, высшую математику, физику и химию. Я рассматривал университеты с сильными факультетами инженерии – в список моих предпочтений входили Bath, Imperial College и Edinburgh. Но к выпускному классу я заинтересовался статистикой и решил подавать документы на экономику, причем сразу и в Англии, и в Штатах.
Америка возникла не случайно. Во-первых, моя школа Radley College в старших классах предлагала тренинги по SAT (стандартизированный общеобразовательный тест для поступления в университеты США – Прим. автора). Я подумал, почему бы не воспользоваться такой возможностью, с ней у меня будет больше вариантов для поступления.
Кроме того, я не был на 100% уверен в выборе профессии, допускал, что в университете интересы могут поменяться, а поэтому хотел больше гибкости – она есть в вузах США, где в отличие от Англии, разрешается менять специальность.
В общем, в начале последнего года обучения в школе одновременно с поступлением в британские университеты я отправил документы в 10-15 американских вузов, в том числе входящие в «Лигу плюща», через систему Common App. Это служба, аналогичная британской UCAS, позволяющая централизованно подавать заявления в университеты. Кроме общего SAT, я сдавал тесты по предметам (химии, физике, математике) и во многом благодаря своей школе набрал высокие баллы – 750-790 из 800. Также приложил рекомендации от учителей.
Бостонский университет прислал подтверждение одним из первых. В Британии меня готовы были принять университеты Эдинбурга и Бата.

- Не сложно было поступать сразу и в Англии, и в Америке?

- За пределами США для иностранных абитуриентов тест SAT проводится 4 раза в год, я его сдавал в ноябре последнего года обучения в школе. Других экзаменов у меня в это время не было, так что особых сложностей со сдачей не возникло.
Общий SAT длится 4 часа, и он, скорее, на усидчивость и владение техникой сдачи экзамена. Два часа отдано английскому и еще два часа - математике. Если на какой-то вопрос не знаешь ответа, то его лучше пропустить, чем выбрать неправильный. Важно также уложиться в отведенное время.
Я готовился самостоятельно – как к общему, так и к предметным экзаменам. Еще раз хочу сказать, что в Radley College нам хорошо преподавали естественные науки, в частности химию – ее я сдал на 790 баллов из 800. Но само количество баллов не так важно, главное, сколько процентов в общей сложности ты набираешь. У меня получилось 90%.
К январю я сдал все экзамены и подал все документы. В США, помимо тестов SAT и рекомендаций учителей, требовалось два эссе: первое о том, почему хочешь учиться в этом университете, второе – о ваших достижениях и успехах. Некоторые вузы ставят вопрос или проблему, а вы в своем эссе предлагаете их решение. Также многие американские университеты, особенно самые престижные, учитывают участие абитуриента в клубах и проектах по профилю обучения. Иногда это имеет такое же значение, как и успеваемость.
В британские университеты надо было отправить оценки за промежуточные экзамены A-level и мотивационное письмо (до 2017 года британские старшеклассники сдавали экзамены два раза – и за первый, и за второй году обучения по программе A-level, сейчас только в конце выпускного класса – Прим. автора).
Когда мне пришел ответ из Бостона, я решил, что еду в Америку. К тому моменту, честно говоря, Англия уже немного приелась, кроме того, наметился ее выход из ЕС. Я понимал, что в этой связи иностранцу будет труднее найти работу.
Так что я оформил американскую визу и поехал на День открытых дверей в Бостонский университет. Это был уже конец выпускного класса - занятия в школе практически закончились и началась подготовка к сдаче экзаменов.
Во время этой поездки я понял, что Бостон – правильный выбор. Мне там очень понравилось.

- Как вы восприняли свой переезд в Америку после нескольких лет учебы в Англии? Насколько легко было адаптироваться к новым условиям?

- С точки зрения организации быта, никаких проблем не возникло. Я живу самостоятельно с 13 лет, и в общем-то привык сам себя обслуживать. В начале учебного года американские университеты проводят для первокурсников ориентационные дни. По сути, это такой логистический тур по кампусу, во время которого тебя знакомят со всеми службами и инфраструктурой. В Бостоне учится более 30 тыс. студентов, кампус огромный, и такое знакомство очень полезно, особенно после школы, где тебя фактически водят за ручку, а здесь ты оказываешься предоставлен сам себе.
Поначалу непросто было привыкнуть к масштабам университета, приноровиться к американской системе образования. Казалось, что трудно будет найти друзей. Но мне помогли и предыдущий опыт общения со сверстниками из разных стран, и моя общительность.
Все первокурсники в обязательном порядке живут в кампусе, в университетском общежитии. Это делается для того, чтобы новичкам было проще интегрироваться в студенческое сообщество.
Старшекурсники обычно берут шефство над первокурсниками: помогают и в учебе и быту, рекомендуют, какие курсы брать. Это особенно ценно, поскольку расписания как такового нет, ты составляешь его сам.
В стоимость первого курса, кроме проживания в общежитии, входит и питание в университетской столовой. Мне досталась комната на четверых с ванной и маленькой кухней. Моими соседями по общежитию были американцы, приехавшие в Бостон из разных штатов. Могу сказать, что американцы более открытые, чем британцы. В общении с англичанами всегда остается какая-то недосказанность: они слишком ценят личное пространство, свои традиции и историю. А у американцев все проще и ценности другие - работа, трудолюбие, активный образ жизни, коммуникабельность.

- А было ли что-то, что удивило, показалось странным или неожиданным?

- Я всегда считал, что «Большой Лебовский» - это сатира на Америку, оказалось, нет, все правда. Удивил и небрежный стиль одежды – в майках и спортивных костюмах ходят все и везде, в том числе на занятия в университет, и гигантомания в покупках – в супермаркетах многое продается упаковками или в емкостях большого объема. То есть баночку Кока-колы ты еще можешь купить, а все остальное берешь, как на большую семью или с запасом на год!

- Расскажите поподробнее об особенностях обучения в университетах США. Какие есть преимущества и недостатки?

- Начну с момента поступления в университет. В старшей школе в США нет выпускных экзаменов, влияющих на зачисление в вуз. Соответственно, американские университеты, в отличие от британских, принимают абитуриентов на основе поданных документов и никаких дополнительных условий не ставят (в Британии после получения так называемого «условного предложения» в середине учебного года надо подтвердить заявленные оценки финальными экзаменами за выпускной класс – Прим. автора). Другими словами, если ты сдал SAT в начале года, отправил заявку в университет и к январю получил от него «добро», по сути, больше ничего делать не надо. Можно немного расслабиться и отдохнуть перед следующим этапом обучения. А летом можно сдать курсы продвинутого уровня AP (advanced placement), если ты их изучал в школе, и они зачтутся на первых курсах университета.
Высшее образование в Америке более открытое, в том смысле, что твоя специальность (major) комбинируется с тем, что тебе интересно (minor). Так, мне, чтобы получить степень бакалавра по экономике, надо было выполнить три условия.
Первое: средняя оценка по всем предметам должна быть не ниже С (=удовлетворительно, тройка), в противном случае ждет пересдача. В Англии же главное хорошо сдать только основные курсы, которые учитываются в дипломе, а остальные можно и пропустить.
Второе: нужно изучить обязательные модули, их количество зависит от специальности, у меня на экономике их было 8.
И третье: необходимо взять еще два курса из разных дисциплин, не относящихся к твоей специальности и не пересекающиеся между собой, например, один технический курс и один гуманитарный.
Причем не важно, когда ты берешь те или иные курсы, главное пройти их и получить оценку. Например, я мог «закрыть» чуть ли не все непрофильные предметы на первых курсах, а дальше заниматься только профильными. У меня примерно так и получилось: я взял для изучения компьютерные науки и философию, а еще три предмета - физику, биологию и химию - мне зачли из школьной программы (в США курсы продвинутого уровня в старшей школе, в том числе британские A-level, приравниваются к университетским и получают определенное количество кредитных баллов – Прим. автора). При таком раскладе я мог закончить университет за три года, если бы не решил сменить специальность.
В американском университете, в отличие от британского, можно менять профиль обучения (major) вплоть до конца второго курса.
В какой-то момент я понял, что экономика мне больше не интересна, и перешел на компьютерные науки и математику. Но экономику тоже сдал и в результате по окончании университета получил два диплома. На мой взгляд, это тоже большой плюс американского образования: ты можешь сделать его разнонаправленным и получить сразу нескольких профессий.

- Можно ли сказать, что высшее образование в США больше ориентировано на практику? Есть ли в программе стажировки?

- Это очень зависит от специальности. Например, инженерные курсы более практические, ближе к индустрии, выпускники сразу идут работать. По экономике сначала идут общие предметы, а потом специализация. Перейдя на компьютерные науки и математику, я понял, что ничего не потерял, поскольку до третьего курса давалось много теории и базовых знаний, и только потом началась практика.
Стажировка для иностранных студентов - это довольно длительный и трудный легальный процесс: нужно найти компанию, которая готова выступить спонсором, и получить специальную визу.
Но в качестве альтернативы стажировке есть программа «Летний семестр за рубежом» (Study Abroad) – в нее часто включена практика. Я подавал на нее по двум специальностям: компьютерные науки и экономика. По первой специальности можно было выбрать Австралию или Новую Зеландию, по второй - Лондон или Сингапур. Я остановился на Лондоне. В программу продолжительностью один месяц входили два учебных курса и стажировка по выбору студента, в моем случае – в области консалтинга.
Кроме того, после третьего курса «Альбион» организовал для меня стажировку в компании Ernst & Young по направлению Data Science. Мне это очень помогло поступить в магистратуру по данной специальности в один из лучших американских университетов – Корнельский.

- Как оценивается учеба в американском университете?

- Оценка может состоять из нескольких компонентов. Она принимается за 100% и обычно складывается из годовых (30%) и промежуточных (20%) экзаменов, домашних заданий (40%) и активности на занятиях в университете (10%). Иногда на оценку влияет и посещаемость занятий – это зависит от профессора и специальности. Но если с занятиями не все так строго, то экзамены нельзя пропускать ни в коем случае.
В Америке гораздо больше еженедельной работы, чем в Англии, и больше контроля за ее выполнением. Так, например, вам дают проект, который делится на несколько заданий, и каждое из них оценивается отдельно. В дипломе есть транскрипт с оценками по всем предметам, а также указывается средняя оценка за весь курс обучения - GPA (Grade Point Average). В некоторых университетах GPA завышается, и их выпускникам проще получить работу или поступить в магистратуру.
В конце обучения по отдельным бакалаврским программам бывает так называемый project course – исследовательский проект, который длится, как правило, полгода. Он дает дополнительные баллы в диплом, но вообще такой курс более характерен для магистратуры.
Могу сказать, что в моем университете преподаватели с пониманием относились к проблемам студентов и нередко давали дополнительное время для выполнения заданий. Лично мне это спасало успеваемость. Среди моих преподавателей было много интересных исследователей, отличных учителей и просто умных людей. С некоторыми из них я общаюсь до сих пор.

- Считается, что в Штатах больше возможностей получить стипендию или финансовую помощь для учебы в университете, это так?

- Да, различных стипендиальных программ больше, чем в Великобритании, но они все равно в основном предназначены для местных студентов. Иностранцу получить стипендию нелегко, более того, ее размер тоже зависит от того, американец ты или приезжий. Так получается, что иностранные студенты несут всю тяжесть высокой стоимости обучения на своих плечах, по крайней мере, во время бакалаврской программы. Шансы на финансовую помощь возрастают в магистратуре.
Но иностранцам, как и местным студентам, разрешено подрабатывать в кампусе, это помогает сократить расходы на обучение. Как правило, это какая-то офисная работа, например, в службе технической поддержки. Магистры и аспиранты могут стать помощниками преподавателя. Есть еще различные конкурсы и исследовательские проекты, за победу в которых присуждаются денежные бонусы.

- С подработкой понятно, а как студенты ищут постоянную работу? Помогает ли им в этом университет?

- В Америке все помешаны на карьере. Linkedin – твой второй фейсбук, возможность понравиться работодателю. Студенту надо обрастать навыками и постоянно демонстрировать свои интересы и достижения, тогда есть шанс успешно трудоустроиться. Принимается во внимание и участие в студенческих клубах и сообществах, причем желательно проявлять активность прямо с первого курса. Это и строчка в резюме, и полезные связи.
Помощь университета, как правило, заключается в предоставлении ресурсов. Например, вас учат правильно презентовать себя и составлять резюме. Есть курсы, которые ориентированы на практику и будущую работу. Также регулярно устраиваются ярмарки карьеры (Career Fair). И хотя я благодаря университету я завел массу полезных связей (нетворкинг Бостона работает!) и приобрел бесценный опыт в клубе по консалтингу (обычно его участники быстро находят работу), после диплома мне пришлось срочно менять планы. Окончание университета пришлось на время карантина, о работе в этот период можно было забыть, и я поступил в магистратуру. Впрочем, от этого я только выиграл: и в плане знаний - магистерские курсы гораздо сильнее бакалаврских, и в плане будущего трудоустройства – со степенью магистра больше шансов сделать успешную карьеру.

- Почему вы выбрали магистратуру Корнельского университета?

- - Я выбрал специализацию Data Science, она появилась в университетах только пять-шесть лет назад. В Бостоне такой магистерской программы нет, есть только отдельные курсы, и сейчас как раз строится здание для будущего факультета науки о данных.
Кроме того, Корнелл – это имя, университет входит в «Лигу плюща» и высоко котируется у работодателей. Магистратура по моей специальности там профессионально ориентирована и длится один год. Что тоже сыграло в ее пользу, поскольку в большинстве университетов продолжительность магистерских программ - два-три года. В любом случае это полезный опыт для карьеры.
Единственное только, что моя учеба в магистратуре пришлась на время пандемии, так что все, кроме одного модуля, преподавалось дистанционно. С другой стороны, при таком формате учебы лекции можно пересматривать, и это большой плюс.

- Каковы ваши дальнейшие планы?

- По визе выпускника американского университета я могу работать в США в течение трех лет (обладателям гуманитарных специальностей дается один год). И я хотел бы приобрести этот опыт, тем более что начало карьеры в Америке очень ценится везде. Потом уже можно переезжать в другие страны и быть востребованным там. Сейчас я ищу работу по своей специальности - в Data Science.

- Если оглянуться назад, что в своем опыте обучения за рубежом вы хотели бы поменять? И что вы можете посоветовать тем, кто только задумывается о поступлении в американский университет?

- Некоторые мои решения были поспешными, как я рассказывал, я, по сути, несколько раз менял свои предпочтения и будущую профессию. Я бы посоветовал по возможности определиться с тем, чем вы хотите заниматься дальше, по крайней мере, решить, интересна ли вам наука, или карьера. Также я бы порекомендовал использовать как можно больше ресурсов, которые есть у учебного заведения. А будучи студентом, знакомиться с людьми из индустрии, обрастать друзьями и полезными связями. Мне благодаря этому учиться стало проще и появилась уверенность в будущем.

Другие статьи раздела:

Пишите
Пишите

ICEF Более подробную информацию вы можете получить
у сотрудников образовательной компании "Альбион"
по телефонам:
. +7 495 6509995,
. +7 495 6943600,
. +7 925 5052442

и при личной встрече в офисе по адресу: Москва, ул. Малая Дмитровка, дом 20, бизнес-центр "Дмитровка", 6-й этаж
или по адресу: Москва, Тверская 18, корп.1, офис 619 (здание редакции газеты "Известия").

.
. . .
Политика конфиденциальности © 2005-2021. Качественное образование за рубежом от компании "Альбион". All rights reserved.
Копирование материалов допускается исключительно по письменному разрешению компании "Альбион".
.

Поиск

Вопросы — ответы
Наши репетиторы
Подготовка
в топовые школы
UK, USA

Осенние и зимние каникулы