Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

От академизма к концептуализму

Яна, студентка первого курса Saint Martins College of Art & Design
Опубликовано в журнале "Обучение за рубежом" №9 2003 г.
(Тема номера "Подготовка в зарубежный вуз". Рубрика "Личный опыт")

Я приехала в Англию, не зная ни одного слова. Первый год дико страдала, рыдала, говорить не могла, хотя и понимала. Специальной программы для иностранцев в школе не было. Я с самого начала оказалась в нормальном классе с англичанками. Приходилось под диктовку учителя записывать или списывать у соседки и зазубривать. И только на второй год ситуация выправилась.

Три года я проучилась в частной школе для девочек St Anne & Mary. В начале последнего года в школе все ученики рассылают заявки в университеты. Я занимаюсь искусством и всегда хотела учиться только в Saint Martins, это, пожалуй, самый известный и престижный колледж в области искусства и дизайна. Но сразу после школы - даже английской, даже с хорошими результатами экзаменами A-level - поступить туда практически невозможно. Необходимо еще пройти годичный подготовительный курс Foundation при колледже. Но даже окончание Foundation не дает стопроцентной гарантии поступления.

За этот год у вас есть возможность попробовать разные направления искусства и дизайна, чтобы уже окончательно решить, чем заниматься дальше.

В апреле меня пригласили на интервью: надо было пройти собеседование и продемонстрировать свое портфолио. Я думала, меня будут спрашивать, какие книжки я читаю, чем интересуюсь, а на самом деле все было так: приемная комиссия просматривала мое портфолио (рисунки, фотографии, курсовые работы) и по ходу задавала вопросы по моим работам, например, что мне в них не нравится. Спрашивали о современных художниках и тенденциях, выставках. Вот вам первый урок: если хочешь заниматься искусством, то обязан быть в курсе того, что сейчас происходит.

Школьный учитель по искусству помог мне составить портфолио. Важно, чтобы представленные работы несли в себе какой-то смысл, были в чем-то авангардными и новаторскими. Просто умение рисовать никого не интересует. Так же как приемную комиссию мало трогают ваши знания по истории искусства, например. Более того, в Saint Martins можно поступить, совсем не умея рисовать и не имея никакой художественной подготовки. Большее значение имеют идеи, вкус, стиль.

Курс начался в октябре. Но еще до начала надо было прочитать несколько книг. Первые две недели - вводный курс: он был посвящен рисованию с натуры. Интересно, что на каждую позу дается ровно 20 секунд и, как хочешь, но ты должен схватить и передать суть. Потом пошли специализированные курсы по разным направлениям искусства и дизайна (на каждый отводилось две недели), например, дизайн ювелирных украшений, текстильный дизайн, живопись, фотография и т.д. По каждому сдавался экзамен: надо было представить работу, сделанную своими руками. И таким образом вместе с учителем понять, что же ближе, что у тебя лучше получается. В результате остаются один-два предмета, которые ты уже углубленно изучаешь до конца года. Но интересно, что, хотя специализация на подготовительном курсе уже выбрана, ты ее можешь еще неоднократно поменять. Потому что в колледже продолжаются занятия практически по всем направлениям искусства и дизайна (конечно, не в таком объеме, как по профильному).

В каждом семестре было предусмотрено две «библиотечные недели», в течение которых ты должен читать, посещать выставки, то есть самообразовываться вне стен колледжа.

Курс Foundation в Saint Martins отличается от подобных в других университетах. (Обычно такой курс рассчитан на иностранцев, уровень образования которых недостаточен для поступления в британский университет - Прим. ред.). Он почти бесплатный для местных жителей, поэтому многие британцы, особенно выпускники школ, поступают на него «просто так» - из любопытства, от нечего делать. А потом или идут в университет совершенно иного профиля, или устраиваются на работу, опять же необязательно связанную с искусством и дизайном. Приходят на этот курс и взрослые люди, вдруг решившие посвятить себя новому делу или завести себе новое хобби. Но все-таки большинство - процентов 80 - поступает в университет на соответствующие факультеты.

Мне лично курс Foundation, во-первых, помог составить правильно портфолио: когда я поступала, у меня были в основном академические работы, а в конце добавились концептуальные, демонстрирующие современный взгляд на искусство. Во-вторых, я поняла, чем хочу заниматься. Многие выпускники очень успешно совмещают художественное творчество с преподавательской деятельностью. Я планирую поступить также. Надеюсь, что имя Saint Martins поможет мне в карьере. Ведь высокий рейтинг колледжа повышает цену выпускников.