Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Особые обстоятельства

Журнал "Домовой", апрель 2009 г.

Текст: Наталия Гинзбург

Идея отправлять детей на языковые каникулярные программы за границу уже не нова.

Даже в России, в силу исторических обстоятельств приобщившейся к образовательному туризму позже многих других стран, она, можно сказать, уже вполне овладела массами.

Более того, несмотря ни на какие катаклизмы, многие российские родители отправляют детей непременно на интенсивные языковые зарубежные курсы. Какую именно европейскую Летнюю школу выбрать для своего ребенка — зависит от обстоятельств.

Если вы хотите, чтобы за несколько летних недель ребенок «перепрыгнул языковой барьер», перестал бояться говорить на иностранном языке, стал более самостоятельным и уверенным в себе, завел новых друзей — вам нужна каникулярная программа в одной из серьезных зарубежных Летних школ. Это весьма распространенная ситуация, а так как большой спрос всегда рождает большое предложение, то и каникулярные программы предлагаются в большом количестве и разнообразии. При выборе летней школы нужно учитывать возраст ребенка, его предпочтения, интересы. Программа большинства языковых школ рассчитана на подростков от десяти лет, но есть школы, где разработаны не только подростковые, но и специальные детские программы. Такие школы принимают детей с семи-восьми лет.

Учебная составляющая стандартной каникулярной программы — обычно три, максимум четыре урока иностранного языка с утра по будням. Все время от обеда до отбоя отдано спорту и различным увлечениям: лепке, хореографии, театральным постановкам, живописи; после ужина приходит черед конкурсов, шоу, кино, дискотек, барбекю. Ну а по выходным проводятся экскурсии. Содержание внеурочной программы (activities] может стать главным при выборе школы. Ребенок увлечен теннисом или верховой ездой? Ему самое место в школе, где есть корты, конюшни и хорошие тренеры. Бредит рыцарями и старинными замками? Почему бы не отправить его на Мальту? Мечтает управлять парусным судном? В Великобритании и Франции есть школы, предоставляющие такую возможность. Во Франции и на Мальте есть школы, где можно заниматься дайвингом. В Англии можно научиться управлять легкомоторным самолетом или отправиться в морской поход на крейсерской яхте, а в Швейцарии — в разгар лета! — покататься на горных лыжах. Для каникулярной программы послеурочные activities — это даже более важная составляющая курса, чем уроки за партой, особенно если речь идет о детях. Совсем другое дело, если ребенок готовится к поступлению в зарубежную школу, если ему предстоит в ближайшее время сдача серьезного языкового экзамена или по какой-то причине перед ним поставлена задача — быстро повысить уровень владения языком. Тут понадобится не обычная каникулярная, а специальная интенсивная программа.

Если стандарт для каникулярной программы — 15—20 уроков в неделю, то для интенсива их число может доходить до 32 уроков в неделю для младших школьников и до 40 — для старшеклассников и студентов. Летние интенсивные и академические (с изучением предметов) курсы для детей и подростков найти сложнее, но все же можно. Такие летние курсы предлагают частные школы Downe House, Millfield, Brooke House College, Queenswood, языковой центр CERAN-Sherborne в Великобритании; European School of English на Мальте, отделение Института Гумбольдта в Констанце в Германии, Passy- Buzenval, CILS Troissy, Centre International Antibes во Франции. Кроме языковых уроков, в интенсивы этих школ могут быть включены и особые программы, которые развивают навыки, необходимые для учебы: написание эссе, построение ответов на экзаменационные вопросы, ведение лекционных записей, работа в библиотеке.

Бытовые нюансы

Жилищные условия. В некоторых языковых школах принято, что все дети живут исключительно в школьном пансионе, в других — юных студентов селят в принимающих семьях, в третьих — предлагают первые два варианта на выбор. Что предпочтительнее?

Для младших — до 12 лет — детей, безусловно, следует предпочесть пансион: в компании сверстников, под круглосуточным присмотром педагогов и воспитателей им будет комфортнее, чем в незнакомом доме со сложившимися и не вполне понятными устоями. А главное, веселее: после ужина «пансионеры» вместе играют, смотрят кино или танцуют на дискотеке, тех же, кто поселился в семьях, обычно забирают из школы перед ужином. Если лагерь располагается на территории частной школы, то дети живут, как правило, в больших комнатах — дормиториях или в спальнях на 4—8 человек, удобства на этаже. Иногда лагерь арендует недорогой отель, и тогда условия проживания могут оказаться чуть более комфортными (удобства в номере). Для каникулярной программы такие условия вполне приемлемы: дети осваивают язык не столько на уроках, сколько в играх и в общении друг с другом, и жизнь большой компанией для них даже предпочтительнее, а спартанские условия быта, так непохожие на то, к чему они привыкли дома, воспринимаются как приключение. А вот тем, кто приехал на интенсив, нужны более комфортные условия, ведь у них серьезная учебная нагрузка: 5—6 уроков ежедневно, домашние задания, групповые и индивидуальные проекты, подготовка презентаций — все это требует тишины и сосредоточенности. Большинство из перечисленных школ такие условия предоставляют: студенты интенсивов живут в маломестных комнатах.

Питание. Кормят детей в школьной столовой. Еду готовят дипломированные повара, досконально изучившие особенности кормления школьников. Готовят со старанием и знанием дела — и все же дети, бывает, жалуются, что кормят невкусно. Невкусно, потому что не так, как дома. Тут ничего не поделаешь: в разных странах — разные кухни, разные вкусовые предпочтения. Но поскольку предлагается шведский стол, то выбрать что-то подходящее, не остаться голодным и, главное, не бежать в магазин за совсем не полезными чипсами с кока-колой вполне можно.

Жизнь в принимающей семье гораздо менее предсказуема. Если повезет, попадет ваш ребенок к хозяйке, которая будет заботливо выяснять, что бы ему хотелось на ужин и любит ли он китайскую еду. Если повезет, хозяин покатает гостя на машине по окрестностям и возьмет с собой на рыбалку. А главное — если повезет, с ребенком будут в семье при любой возможности разговаривать, и тогда он легко, без усилий освоит настоящий, живой разговорный язык, который ни на каких курсах не выучишь. Но может и не повезти — и тогда ребенок получит лишь то, что строго оговорено договором между принимающей семьей и школой: трехразовое питание (завтрак, ланч-пакет, ужин) или двухразовое — завтрак и ужин (в этом случае ребенок обедает в школе), кровать, стол и шкафчик в комнате, которую он будет делить со своим однокашником.

Готовность №1

Хотя программы интенсивных курсов построены так, чтобы занятия за партой чередовались со спортивными играми, чтобы уроки оставляли время для вечерних развлечений, а выходные дни целиком были посвящены экскурсиям, это, скорее, серьезная работа, чем отдых. А следовательно, на такую программу, как на всякую серьезную работу, надо настроиться, а иначе проку не будет.

Любому ребенку, впервые приехавшему в языковую школу, поначалу бывает нелегко. Так далеко от дома, чужие люди, незнакомая обстановка, непривычная еда. Для студента интенсива — еще учебная нагрузка. Возникает стресс. Полностью избежать его вряд ли удастся, а вот свести к минимуму можно. Родители должны подробно обсудить поездку. В первую очередь надо выяснить, понимает ли ребенок, для чего он едет на интенсив, — ведь без мотивации успешная учеба невозможна. Но при подготовке к поездке важны и любые мелочи. Какие документы надо предъявить на паспортном контроле? Куда их потом убрать? Как по прибытии найти именно свой багаж? Где искать нужный терминал? Зачем слушать инструктаж, который проводит для всех вновь прибывших администрация летних курсов? Что в школе можно делать, а что — нельзя? Хотя дисциплина в летних лагерях куда более мягкая, чем в школах-пансионах в течение года, российским детям с непривычки она кажется суровой. Нельзя самовольно уходить с территории лагеря, без сопровождения взрослых можно выходить только старшим ребятам, да и то не везде. Нельзя заходить в комнаты к детям противоположного пола. Естественно, запрещены курение, выпивка и, тем более, наркотики. Многих российских мальчишек потрясает тот факт, что категорически запрещены драки. С нарушителями особо не церемонятся, могут и домой отправить — до срока и без всякой компенсации. Можно ли выяснить отношения без драки?

Родители вполне способны смягчить культурный шок, ожидающий ребенка в чужой стране. Надо просто объяснить, что у разных людей — разные привычки, разные традиции, вот и еда тоже разная, но к этим различиям можно привыкнуть. А чем быстрее ребенок найдет в лагере друзей, тем эффективнее будет поездка: ведь при изучении языка общение играет ничуть не менее важную роль, чем уроки.

3-4 недели языкового интенсива примерно соответствуют году изучения языка на родине — так утверждают эксперты, да и опыт это подтверждает. Это в среднем. Если же школа и программа — класса люкс, эффективность «языкового погружения» оказывается еще выше. К премиум-классу можно смело отнести все языковые центры, упомянутые в этой статье, и это надо учесть родителям при выборе Летней школы. Важно еще одно обстоятельство: на момент выхода журнала в свет во всех этих школах еще будут свободные места, так что попасть в них этим летом вполне реально — если поторопиться. Ведь, как всем известно, все хорошее, а особенно лучшее, быстро кончается.