Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Среднее образование за рубежом

Среднее образование за рубежом возможно для российских школьников и сегодня

Долгосрочную учебу за границей лучше начинать со средней школы. С этим соглашаются и образовательные эксперты, и те, кто сам прошел все этапы обучения за рубежом. Это позволит быстрее адаптироваться к иной системе образования и полноценно включиться в учебный процесс. Кроме того, хорошая зарубежная школа поможет раскрыть способности ребенка, его склонность к определенной профессии и дать мотивацию к непрерывному развитию и получению знаний. По сути, выбирая среднее образование за рубежом, мы определяем более космополитичное, «безграничное» будущее ребенка.

Как сделать правильный выбор

Распространенное заблуждение, что заграничное образование априори лучше российского и ценно само по себе. В действительности, так же как и в России, настоящую ценность представляет только качественное образование, полученное в хорошей школе с талантливыми и высококвалифицированными педагогами.

Поэтому учебное заведение за рубежом надо выбирать с особым пристрастием, учитывая множество факторов. Вот лишь главные из них:

  • какие цели ставятся перед ребенком и что ожидается родителями от учебы за рубежом;
  • к чему у ребенка есть интерес, какие личностные особенности имеются и должны учитываться школой;
  • чем отличаются рассматриваемые школы: их достижения, традиции, атмосфера, учителя, программы;
  • результаты выпускных экзаменов, в какие университеты и на какие специальности поступали выпускники за последние 2-3 года;
  • особенности иммиграционной политики страны: насколько легко будет строить жизнь и карьеру там.

Например, шесть лет обучения иностранца в школе в Швейцарии дают право на получение вида на жительство, и для кого-то это может стать решающим аргументом. Для других же гораздо важнее будет то, что в лучших британских школах-пансионах учителями работает немало выпускников Оксфорда и Кембриджа, и старшеклассников целенаправленно готовят к поступлению в топ-университеты. А кому-то, возможно, больше по нраву американские ценности и те возможности, которые открываются перед выпускниками привилегированных частных школ США. Есть свои преимущества и у школ Канады, Австралии и других стран. Всю эту информацию стоит внимательно изучить, прежде чем делать выбор.

Особенности школьного образования за рубежом

Системы среднего образования в разных странах Запада имеют национальные особенности, но главное отличие от российской школы – более длительный цикл обучения и более ранняя специализация.

Учеба в западноевропейской или североамериканской школе длится 12-13 лет и делится на три этапа: начальные, средние и старшие классы. Возрастные границы каждого этапа могут отличаться в зависимости от страны (подробнее – в разделах «Среднее образование» по странам). Но несмотря на это, можно сказать, что лучшее время для начала обучения за границей – это 12-14 лет. В таком возрасте ребенок, как правило, наиболее готов начать обучение в другой стране с точки зрения знания языка, общеобразовательной и психологической подготовки. Он успеет привыкнуть к особенностям нового учебного процесса, войти в среду, усовершенствовать язык и подготовиться к экзаменам за курс средней (16 лет) и старшей (18 лет) школы.

Примерно в этом возрасте – в 13-14 лет – в программе зарубежных школ, кроме обязательных дисциплин, появляются предметы по выбору, и фактически начинается специализация - более углубленно изучаются 4-6 предметов. Причем какие-то привычные нам курсы (например, история) могут быть исключены из программы, а другие – менее важные у нас, как музыка, искусство, спорт, - наоборот включены в список основных по желанию ученика и родителей.

В 16 лет в большинстве школ за рубежом заканчивается обязательное среднее образование и начинается специализированная подготовка в университет. В зависимости от программы в двух последних классах изучается 3-6 профильных предметов, связанных с будущей университетской специализацией. Соответственно, к этому возрасту ученик уже должен примерно понимать, чем он хочет заниматься в будущем.

Преподавание школьных предметов тоже отличается от привычного нам. Оно более практично: меньше теории, больше полезных навыков, лабораторных занятий, проектной и командной работы, примеров из жизни. Кроме того, в программу включаются такие нетрадиционные для российской школы занятия, как основы предпринимательства, социальная работа, критическое мышление, лидерство, публичные выступления и др.

Что-то преподается более углубленно, чем у нас, а что-то просто по-другому. Поэтому к учебе за рубежом надо готовиться: программы могут не совпадать, учиться придется на неродном языке, и все это вместе может привести к стрессу и отставанию от одноклассников.

Частная или государственная?

Как правило, в государственные школы принимают только тех учеников-иностранцев, кто чьи родители постоянно живут в стране на законных основаниях. Для остальных же существуют частные школы, которые бывают дневные и пансионы. Если ребенок едет за границу один, его не сопровождает никто из взрослых, кто будет все время находиться рядом, то вопрос, какую школу выбрать, отпадает сам собой. Однозначно – частную школу-пансион.

Такие школы имеют свой закрытый кампус, на территории которого находится все, что необходимо для учебы и жизни, - учебные корпуса, дома-резиденции, спортивные площадки, научные лаборатории, художественные и театральные студии, столовые, места отдыха, магазины и др. С одной стороны, ребенку обеспечивается круглосуточное внимание и забота. С другой – он учится жить самостоятельно, принимать решения и находить общий язык с разными людьми.

В подавляющем большинстве государственные школы не имеют такой богатой инфраструктуры и того разнообразия возможностей для учебы и факультативных занятий, что есть в хороших частных школах-пансионах. Отличаются они и размерами классов, и соотношением учителей и учеников - в некоторых частных школах оно может быть 1:5. Другими словами, обучение становится практически индивидуальным.

И наконец, окружение. В селективной частной школе-пансионе, набирающей учеников на конкурсной основе, ребенок попадает в среду равных себе – таких же мотивированных и заинтересованных в знаниях детей. Именно в школе формируются связи, которые потом работают всю жизнь.

Цель хорошей школы – максимально развить потенциал каждого ученика и подготовить его к успешной взрослой жизни в глобальном мире. И опыт выпускников элитарных зарубежных школ показывает, что они прекрасно с этой задачей справляются.