Практика и стажировка Зарубежные летние школы Круглогодичные
языковые курсы за границей
Образовательная компания «АЛЬБИОН». Консультанты по зарубежному образованию. С 1993 года.
Правильный выбор учебного заведения - это основа успеха в обучении за рубежом. Очевидно, что без помощи опытного консультанта в этом деле не обойтись. «Альбион» предлагает лучшее в обучении за рубежом.
(495) 694-3600, 694-3625, 694-3677, 650-0862
/ / / Где учёным сегодня работать хорошо (ноябрь 2016)

Где учёным сегодня работать хорошо (ноябрь 2016)

Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"

Автор: Елена Коптелова (по материалам Times Higher Education)

По количеству нобелевских лауреатов США, Великобритания и Япония опережают все страны. Россия же традиционно входит в десятку лидеров.

Прошедший октябрь ознаменовался вручением Нобелевских премий. И как обычно, объявление победителей вызвало множество комментариев, обсуждений и размышлений. Британское издание Times Higher Education(THE) решило подойти к обсуждению со статистической точки зрения и выяснить, какие страны в наше время способствуют гениальным научным открытиям, где живут и работают нобелевские лауреаты.

В расчет принимались все нобелевские категории, за исключением премии по литературе и премии мира. Другими словами, оценивались именно научные достижения в таких областях, как физика, химия, медицина и физиология, экономика, и только в нынешнем тысячелетии, то есть с 2000 по 2016 года. Вполне предсказуемо, безоговорочным лидером оказались США, как по общему количеству обладателей Нобелевской премии в 21 веке – 72 из 159, так и по числу лауреатов-иностранцев, работающих в университетах страны.

Неудивительно, что именно американские университеты заняли девять первых мест из десяти в рейтинге вузов, подаривших миру выдающихся ученых, удостоенных высокой награды (см. рейтинги ниже). Самыми успешными в этом смысле оказались Принстонский, Стэндфордский и Колумбийский университеты. В десятку лучших в этом году попал и израильский технологический институт Technion Israel Institute of Technology, вытеснив немецкое Общество научных исследований имени Макса Планка (Max Planck Society, 11-е место). Из британских вузов лидируют Манчестерский и Кембриджский университеты, поделившие между собой 14-е место. В то время как Оксфорд вообще не попал в рейтинг: ни одному из его ученых и исследователей не посчастливилось в этом столетии получить Нобелевскую премию.

По данным Times Higher Education, в США созданы наиболее благоприятные условия для научных исследований и открытий. Именно поэтому американские ученые, награжденные Нобелевской премией, предпочитают работать в родной стране (9 из 10 лауреатов), а иностранцы – менять родные институты на американские. Интересно, что из девяти лауреатов этого года пятеро родом из Великобритании, но работают в Америке. Как считает новоиспеченный обладатель Нобелевской премии по физике Данкан Холдейн, это феномен поздних 70-х и особенно 80-х годов прошлого века. Все нынешние лауреаты-британцы относятся к этому «потерянному для Великобритании поколению». Как и сам Данкан, родившийся в Лондоне, но сделавший свою научную карьеру в Принстоне.

Но в то же время, по словам профессора Холдейна, опубликованные результаты не в полной мере отражают текущую ситуацию с научными исследованиями в той или иной стране. В частности потому, что награда зачастую присуждается за «прошлые достижения» - работу, проделанную в течение нескольких десятилетий. «Например, в последнее время Великобритания сильно преуспела в такой области, как физика конденсированных сред. И многие молодые таланты, приезжающие в США для постдокторских исследований, после этого сразу же возвращаются домой, предпочитая строить свое будущее в Англии, а не в Штатах», - отметил Данкан Холдейн.

И все же пока факт остается фактом: почти половина (45%) нобелевских лауреатов 2000-2016 годов – граждане США. При этом общее число работающих в Америке обладателей премии еще выше: 7 человек приехало из Великобритании, 4 – из Японии, 2 – из Канады и по одному из Германии, Китая, России и Израиля. Впрочем, сама Великобритания тоже привлекает признанных ученых из других стран. Как пример – россияне Андрей Гейм и Константин Новоселов из университета Манчестера, получившие в 2010 году Нобелевскую премию по физике за новаторские эксперименты с графеном. Правда, не стоит забывать, что Великобритания потеряла такое же количество исследователей, отмеченных Нобелевской премией, сколько и приобрела. В этой связи бывший президент Королевского научного общества (RoyalSociety) Мартин Рис высказал опасения относительно того, что ситуация может только ухудшиться из-за выхода Великобритании из Европейского Союза. Это может произойти, если Британия «закроет» себя для Европы, ужесточив иммиграционные законы и усложнив академический обмен с другими странами.

Похожей точки зрения придерживается и главный редактор рейтингов THE Фил Бэти. «В условиях, когда США, Великобритания и Швейцария устанавливают барьеры для свободного перемещения талантов, глобальная наука не может не пострадать», - считает он. Фил Бэти видит и другую опасность. По его мнению,  тенденция последнего времени – финансировать проекты, приносящие сиюминутную выгоду и коммерческий результат.

Никто не отрицает ценности практического применения научных исследований, но настоящие открытия совершаются там, где работают увлеченные своим делом люди, не боящиеся рисковать и браться за абсолютно безумные и «бесперспективные» темы. «Вполне возможно, что через несколько лет мы не увидим работ, аналогичных тем, что получили Нобелевскую премию ранее, - продолжает г-н Бэти. – Они покажутся слишком рискованными, слишком эзотеричными или слишком долгими». Редактору THEвторит и профессор физики калифорнийского университета Беркли Сол Перлмуттер, обладатель Нобелевской премии 2011 года. Он считает, что вряд ли он смог бы совершить свое открытие в современных условиях.

Так или иначе, эксперты сходятся в том, что пришло время «раздвинуть границы», выйти за пределы национальных ограничений и сделать доступ к новаторским научным исследованиям, открытым для всех. Ведь опыт показывает, что зачастую именно интернациональные коллективы ученых, у каждого из которых свой угол зрения, добиваются поразительных результатов. В том числе заслуживают Нобелевскую премию.

Нобелевская премия по странам, 2000-2016

Рейтинг
в 2016 г.
Рейтинг
в 2015 г.
Страна Общее число лауреатов
1 1 США 72
2 2 Великобритания 16
3 3 Япония 15
4 4 Германия 7
5 5 Израиль 5
6 =6 Франция 5
7 =6 Россия 5
=8 8 Австралия 3
=8 11 Канада 3
10 9 Норвегия 3

Топ-10 университетов мира по количеству Нобелевских лауреатов, 2000-2016

Место в
2016 г.
Место в
2015 г.
Университет Страна Общий
балл*
1 =4 Princeton University США 3.25
2 1 Stanford University США 3.16
3 2 Columbia University США 2.5
4 3 University of California, Berkeley США 2.25
5 =8 Massachusetts Institute of Technology США 2.17
6 =4 University of Chicago США 2
7 6 Howard Hughes Medical Institute США 1.94
8 11 Harvard University США 1.78
9 7 University of California, Santa Barbara США 1.74
10 =8 Technion Israel Institute of Technology Израиль 1.66

* За основу взято количество Нобелевских лауреатов, получивших премию во время работы в данном университете. Общий балл представляет собой средневзвешенное значение числа лауреатов в каждой категории и университетов, в которых они работают.

Другие статьи раздела:

Пишите

ICEF Более подробную информацию вы можете получить
у сотрудников образовательной компании "Альбион"
по телефонам:
(495) 694 3677
(495) 694 3600
(495) 694 3625
(495) 650 0862
(495) 650-4812
(495) 650-9995
(495) 505 2442 (дежурный)

и при личной встрече в офисе по адресу: Москва, ул. Малая Дмитровка, дом 20, бизнес-центр "Дмитровка", 6-й этаж
или по адресу: Москва, Тверская 18, корп.1, офис 619 (здание редакции газеты "Известия").

Политика конфиденциальности © 2005-2018. Качественное образование за рубежом от компании "Альбион". All rights reserved.
Копирование материалов допускается исключительно по письменному разрешению компании "Альбион".

Поиск

Вопросы — ответы

Обучение в России или за рубежом?

Осенние и зимние каникулы


Подготовка
к экзаменам