Образовательная компания «АЛЬБИОН». Консультанты по зарубежному образованию. С 1993 года.
Правильный выбор учебного заведения - это основа успеха в обучении за рубежом. Очевидно, что без помощи опытного консультанта в этом деле не обойтись. «Альбион» предлагает лучшее в обучении за рубежом.
(495) 694-3600, 694-3625, 694-3677, 650-0862
/ / / Где учёным сегодня работать хорошо (ноябрь 2016)

Где учёным сегодня работать хорошо (ноябрь 2016)

Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"

Автор: Елена Коптелова (по материалам Times Higher Education)

По количеству нобелевских лауреатов США, Великобритания и Япония опережают все страны. Россия же традиционно входит в десятку лидеров.

Прошедший октябрь ознаменовался вручением Нобелевских премий. И как обычно, объявление победителей вызвало множество комментариев, обсуждений и размышлений. Британское издание Times Higher Education(THE) решило подойти к обсуждению со статистической точки зрения и выяснить, какие страны в наше время способствуют гениальным научным открытиям, где живут и работают нобелевские лауреаты.

В расчет принимались все нобелевские категории, за исключением премии по литературе и премии мира. Другими словами, оценивались именно научные достижения в таких областях, как физика, химия, медицина и физиология, экономика, и только в нынешнем тысячелетии, то есть с 2000 по 2016 года. Вполне предсказуемо, безоговорочным лидером оказались США, как по общему количеству обладателей Нобелевской премии в 21 веке – 72 из 159, так и по числу лауреатов-иностранцев, работающих в университетах страны.

Неудивительно, что именно американские университеты заняли девять первых мест из десяти в рейтинге вузов, подаривших миру выдающихся ученых, удостоенных высокой награды (см. рейтинги ниже). Самыми успешными в этом смысле оказались Принстонский, Стэндфордский и Колумбийский университеты. В десятку лучших в этом году попал и израильский технологический институт Technion Israel Institute of Technology, вытеснив немецкое Общество научных исследований имени Макса Планка (Max Planck Society, 11-е место). Из британских вузов лидируют Манчестерский и Кембриджский университеты, поделившие между собой 14-е место. В то время как Оксфорд вообще не попал в рейтинг: ни одному из его ученых и исследователей не посчастливилось в этом столетии получить Нобелевскую премию.

По данным Times Higher Education, в США созданы наиболее благоприятные условия для научных исследований и открытий. Именно поэтому американские ученые, награжденные Нобелевской премией, предпочитают работать в родной стране (9 из 10 лауреатов), а иностранцы – менять родные институты на американские. Интересно, что из девяти лауреатов этого года пятеро родом из Великобритании, но работают в Америке. Как считает новоиспеченный обладатель Нобелевской премии по физике Данкан Холдейн, это феномен поздних 70-х и особенно 80-х годов прошлого века. Все нынешние лауреаты-британцы относятся к этому «потерянному для Великобритании поколению». Как и сам Данкан, родившийся в Лондоне, но сделавший свою научную карьеру в Принстоне.

Но в то же время, по словам профессора Холдейна, опубликованные результаты не в полной мере отражают текущую ситуацию с научными исследованиями в той или иной стране. В частности потому, что награда зачастую присуждается за «прошлые достижения» - работу, проделанную в течение нескольких десятилетий. «Например, в последнее время Великобритания сильно преуспела в такой области, как физика конденсированных сред. И многие молодые таланты, приезжающие в США для постдокторских исследований, после этого сразу же возвращаются домой, предпочитая строить свое будущее в Англии, а не в Штатах», - отметил Данкан Холдейн.

И все же пока факт остается фактом: почти половина (45%) нобелевских лауреатов 2000-2016 годов – граждане США. При этом общее число работающих в Америке обладателей премии еще выше: 7 человек приехало из Великобритании, 4 – из Японии, 2 – из Канады и по одному из Германии, Китая, России и Израиля. Впрочем, сама Великобритания тоже привлекает признанных ученых из других стран. Как пример – россияне Андрей Гейм и Константин Новоселов из университета Манчестера, получившие в 2010 году Нобелевскую премию по физике за новаторские эксперименты с графеном. Правда, не стоит забывать, что Великобритания потеряла такое же количество исследователей, отмеченных Нобелевской премией, сколько и приобрела. В этой связи бывший президент Королевского научного общества (RoyalSociety) Мартин Рис высказал опасения относительно того, что ситуация может только ухудшиться из-за выхода Великобритании из Европейского Союза. Это может произойти, если Британия «закроет» себя для Европы, ужесточив иммиграционные законы и усложнив академический обмен с другими странами.

Похожей точки зрения придерживается и главный редактор рейтингов THE Фил Бэти. «В условиях, когда США, Великобритания и Швейцария устанавливают барьеры для свободного перемещения талантов, глобальная наука не может не пострадать», - считает он. Фил Бэти видит и другую опасность. По его мнению,  тенденция последнего времени – финансировать проекты, приносящие сиюминутную выгоду и коммерческий результат.

Никто не отрицает ценности практического применения научных исследований, но настоящие открытия совершаются там, где работают увлеченные своим делом люди, не боящиеся рисковать и браться за абсолютно безумные и «бесперспективные» темы. «Вполне возможно, что через несколько лет мы не увидим работ, аналогичных тем, что получили Нобелевскую премию ранее, - продолжает г-н Бэти. – Они покажутся слишком рискованными, слишком эзотеричными или слишком долгими». Редактору THEвторит и профессор физики калифорнийского университета Беркли Сол Перлмуттер, обладатель Нобелевской премии 2011 года. Он считает, что вряд ли он смог бы совершить свое открытие в современных условиях.

Так или иначе, эксперты сходятся в том, что пришло время «раздвинуть границы», выйти за пределы национальных ограничений и сделать доступ к новаторским научным исследованиям, открытым для всех. Ведь опыт показывает, что зачастую именно интернациональные коллективы ученых, у каждого из которых свой угол зрения, добиваются поразительных результатов. В том числе заслуживают Нобелевскую премию.

Нобелевская премия по странам, 2000-2016

Рейтинг
в 2016 г.
Рейтинг
в 2015 г.
Страна Общее число лауреатов
1 1 США 72
2 2 Великобритания 16
3 3 Япония 15
4 4 Германия 7
5 5 Израиль 5
6 =6 Франция 5
7 =6 Россия 5
=8 8 Австралия 3
=8 11 Канада 3
10 9 Норвегия 3

Топ-10 университетов мира по количеству Нобелевских лауреатов, 2000-2016

Место в
2016 г.
Место в
2015 г.
Университет Страна Общий
балл*
1 =4 Princeton University США 3.25
2 1 Stanford University США 3.16
3 2 Columbia University США 2.5
4 3 University of California, Berkeley США 2.25
5 =8 Massachusetts Institute of Technology США 2.17
6 =4 University of Chicago США 2
7 6 Howard Hughes Medical Institute США 1.94
8 11 Harvard University США 1.78
9 7 University of California, Santa Barbara США 1.74
10 =8 Technion Israel Institute of Technology Израиль 1.66

* За основу взято количество Нобелевских лауреатов, получивших премию во время работы в данном университете. Общий балл представляет собой средневзвешенное значение числа лауреатов в каждой категории и университетов, в которых они работают.

Другие статьи раздела:

Пишите

ICEF Более подробную информацию вы можете получить
у сотрудников образовательной компании "Альбион"
по телефонам:
(495) 694 3677
(495) 694 3600
(495) 694 3625
(495) 650 0862
(495) 650-4812
(495) 650-9995
(495) 505 2442 (дежурный)

и при личной встрече в офисе по адресу: Москва, ул. Малая Дмитровка, дом 20, бизнес-центр "Дмитровка", 6-й этаж
или по адресу: Москва, Тверская 18, корп.1, офис 614 (здание редакции газеты "Известия").

Политика конфиденциальности © 2005-2017. Качественное образование за рубежом от компании "Альбион". All rights reserved.
Копирование материалов допускается исключительно по письменному разрешению компании "Альбион".

Поиск

Зарубежные летние школы Круглогодичные языковые курсы за границей Зарубежные летние школы Круглогодичные языковые курсы за границей
Обучение в США, Канаде
Вопросы — ответы

Обучение в России или за рубежом?

Подготовка к экзаменам


От
наших
экспертов