Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Учеба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента

Интервью с Андреем Ивановым, бывшим студентом "Альбиона", провела и записала Елена Коптелова

В октябре 2020 года Андрей Иванов начал учиться на юридическом факультете одного из лучших университетов Великобритании и мира – Кембриджа. До этого он провел пять лет в английской частной школе и с британским образованием был знаком, что называется, изнутри. Но в университете пришлось быстро перестраиваться и привыкать к новой форме обучения - дистанционной.

- Расскажите, как вы попали в Англию?

- Все началось с летней школы в Англии. Я ездил туда несколько раз, когда мне было 12-13 лет. После очередной такой поездки было решено продолжить образование в Великобритании на постоянной основе. Три месяца я ходил на подготовительные курсы, которые организует «Альбион», потом сдал вступительные экзамены в несколько частных школ-пансионов и поступил в Epsom College.
Там я сначала учился по программе общего среднего образования GCSE, а когда перешел в старшие классы, то профильными предметами выбрал историю, политику и математику. С прицелом на то, что дальше буду заниматься юриспруденцией. Я знал, что факультеты права оценят такой выбор - две гуманитарные дисциплины с акцентом на написание эссе и одна точная наука.
Тогда же, на предпоследнем году обучения в школе, я решил, что хочу поступать в Кембридж.

- Почему был выбран именно Кембридж, помимо того, что это университет-легенда и один из главных символов классического британского образования?

- Мечта о Кембридже у меня появилась после того, как мы съездили туда на экскурсию от школы. Мне понравился и сам город, и колледжи, которые мы посетили. Уже потом, изучая университет более пристально, я оценил систему наставничества – в Кембридже она называется Supervision. Она позволяет более глубоко изучить материал, стать настоящим профессионалом в своем деле. Плюсом я посчитал и то, что университет состоит из колледжей: именно в них формируются полезные связи, которые потом работают на тебя всю жизнь. Отношения между студентами колледжа более близкие и прочные, чем в университете без коллегиальной системы. Оказавшись в колледже, вы становитесь частью его сообщества: вместе живете, учитесь и общаетесь несколько лет. Это как частная школа-пансион, тот же Epsom, где я учился, только на другом уровне.
Ну и учебная программа по моей специальности в Кембридже мне понравилась больше, чем в других местах. Поэтому я выбрал этот университет.

- Как вы готовились к поступлению в Кембридж и помогала ли вам в этом школа?

- Прежде всего очень важно было получить высокие баллы за курс старшей школы A-level. Все оценки должны быть только отличными. Поскольку экзамены сдаются только в конце последнего года обучения, а документы подаются в его начале, то во внимание принимаются так называемые predicted grades, то есть прогнозируемые отметки. Которые потом еще надо подтвердить.
Ценится и заинтересованность в предмете, и общая эрудиция. Я, например, читал дополнительные материалы и книги по праву, подробно изучал некоторые судебные дела и обо всем этом написал в мотивационном письме. И это сыграло свою роль: на собеседовании мы как раз подробно обсуждали мои дополнительные занятия и мне было, что рассказать.
Школа тоже помогает по мере возможности – она заинтересована в том, чтобы ее ученики поступали в топ-университеты, это поднимает и ее рейтинг. Для тех, кто собирается поступать в Оксбридж (общее название для двух главных университетов Великобритании – Оксфорда и Кембриджа – Прим. автора), организуются пробные интервью. Это такой подготовительный тренинг, который дает представление о том, как будет проходить собеседование и о чем тебя могут спросить. Также предлагается помощь в написании мотивационного письма (Personal Statement). Учителя, которые этим занимаются, просматривают резюме учеников и комментируют, как их можно улучшить и сделать более выигрышными.
Кроме того, в старшей школе работают клубы по специальности, я как раз состоял в Law Society. Они помогают развить интерес к предмету и расширить знания по нему. Проводятся и ярмарки университетов.

- Какие вступительные экзамены были в Кембридже и насколько тяжело было пройти отбор?

- В Кембридже для отбора абитуриентов используются тесты и интервью. Что конкретно придется сдавать - зависит от специальности. В моем случае при поступлении на факультет права требовалось пройти два интервью и написать эссе. Собеседование назначается в декабре, обычно после окончания зимнего триместра в университете. На это время абитуриенты вызываются в Кембридж.
На первом интервью мне задали вопросы по моему резюме и попросили проанализировать две юридические проблемы – по уголовному и гражданскому праву. Потом в течение 45 минут я должен был прочитать предложенное исследование, а второе интервью было посвящено его обсуждению. Приемная комиссия смотрит на способность запоминать и интерпретировать текст.
Эссе надо было написать на тему, близкую к юриспруденции. И на интервью, и в эссе было важно не столько знание предмета, сколько умение размышлять и ориентироваться в незнакомой ситуации.
Я успел поступить в университет до начала пандемии и закрытия учебных заведений на карантин. Мне повезло и собеседование пройти лично, а не онлайн, и кампус изучить на месте, а не в сети. 1 февраля, как раз незадолго до локдауна, мой колледж – Robinson – устраивал день открытых дверей. И можно было все посмотреть и везде побывать без ограничений.

- Вы подавали заявку в колледж Robinson? Почему именно в него?

- Выбор колледжа имеет большое значение, потому что, как я уже сказал, это ваш дом на ближайшие три года, а если будете учиться дальше, то и больше. По сути дела, отдаешь предпочтение тому колледжу, который нравится. Даже сам университет рекомендует делать выбор, «следуя интуиции».
По качеству обучения все колледжи одинаковые, так как программа и лекции разрабатываются университетом – они единые для всего курса. Но есть различия в плане проживания, инфраструктуры, гендерного и возрастного состава студентов.
Я подавал документы в Downing College, потому что он больше ориентирован на юриспруденцию и схожие социальные науки. Но по результатам вступительного тестирования меня определили в Robinson College. В Кембридже, как и в Оксфорде, существует такая система: если ты успешно проходишь отбор, но не попадаешь по конкурсу в выбранный колледж, тебя распределяют в другой, где есть места.
Средний конкурс в Кембридж - 5-6 человек на место, но в отдельных колледжах он может быть значительно выше.

- Вы сразу начали учиться дистанционно? Или успели провести какое-то время в кампусе? И как вы восприняли новость, что учеба в университете будет онлайн?

- Я начал учиться в Кембридже в октябре 2020 года. В первый месяц у нас было несколько очных мероприятий, а в ноябре снова объявили локдаун и все перешло в онлайн. Я вижу в онлайн-обучении немало плюсов. Прежде всего, мне нравится гибкость занятий: расписания лекций нет, по сути, я его создаю сам и учусь, когда мне удобно, в своем темпе и порядке. Могу уделить больше времени более сложному материалу, пересмотреть лекции не один раз.
Профессора тоже пользуются этим преимуществом. Они не ограничены часом времени, как в аудитории, и могут делать лекции короче или длиннее в зависимости от сложности материала.
Ну а минус, конечно, в том, что социальная жизнь очень сильно урезана, точнее, живого общения и реальных мероприятий нет совсем. И индивидуальные занятия с наставником хотелось бы иметь очные.

- А не расслабляет ли такой формат обучения? Как контролируется посещение лекций и выполнение заданий?

- Все зависит от человека и его мотивации. Когда ты сам решаешь, на что тебе потратить время, есть соблазн посвятить его чему-то другому, а не учебе и работе. Есть риск пропуска занятий.
Для контроля как раз существуют семинары в мини-группах.
В Кембридже, в отличие от Оксфорда, у них свое название - не тьюториалы, а супервижн (supervision). Но форма та же - 1 профессор и 2 студента. На них идет обсуждение материала, который тебе давался для самостоятельной работы. Если ты не готовился, то не сможешь уверенно выступить и получить хорошую оценку.
В моем случае требуются еще эссе и письменные работы – с их помощью тоже контролируется учебный процесс. Ну и экзамены. У нас были промежуточные экзамены в январе после первого триместра и будут годовые в конце первого курса. Так или иначе, мониторинг и контроль есть.
Другое дело, что особенность Оксбриджа – больше свободы и акцент на самостоятельной работе студентов. В эти университеты берут самых лучших и хорошо подготовленных абитуриентов. Предполагается, что они достаточно мотивированы и организованы, чтобы учиться без постоянного надзора со стороны университета.

- Как строится учеба в новом формате? Изменилась ли в связи с этим программа?

- Программа обновляется и меняется каждый год. И это никак не связано с пандемией. Единственное изменение, с ней связанное, это то, что вся учеба идет онлайн, а не в аудиториях и лабораториях. А так, лекции и занятия те же, может быть, только немного иначе структурированы.
Лекции записываются и выкладываются за неделю до семинаров-супервижн, кроме того, вам присылается весь материал, который надо проработать. В прямом эфире идут только занятия с наставником, остальное можно смотреть, слушать и изучать, когда тебе удобно. Я лично не чувствую, что из-за онлайн я что-то недополучаю или качество образования ухудшилось. Просто другой формат.
По своей специальности «право» я делаю 4 модуля. Обучение строится вокруг двухнедельных циклов: два модуля в первую неделю, два во вторую, и так четыре раза за триместр. Это где-то 48-50 часов лекций и самостоятельной работы в неделю.
Для каждого модуля предусмотрен один семинар-супервижн, то есть получается, что в общем, по всем предметам, мы встречаемся с наставниками-супервайзерами два раза в неделю. Каждая такая встреча является итогом изучения определенного объема материала.
На первом курсе все модули программы обязательные, на втором часть из них можно выбирать и на третьем уже все идут как опции на выбор.

- Насколько тяжело учиться в Кембридже вообще и дистанционно в частности?

- Учеба в Кембридже интеллектуально требовательна. Надо и знать материал, и уметь его применить. Задействуется логическое мышление и способность анализировать, например, когда нужно выстроить связь между неочевидными вещами. Все это требует хорошего понимания, а не механического заучивания.
Дополнительным вызовом для меня стал и темп работы в Кембридже. Право - очень объемный предмет, а триместры длятся всего 8 недель. Это создает скоротечный ритм, когда нужно работать много и продуктивно в течение всего триместра, чтобы не отстать. При этом в Кембридже нет так называемой reading week - 7 дней в середине триместра, когда студенты могут доработать упущенное и устранить пробелы.
Учится в таком темпе дистанционно сложнее, чем в кампусе. Дома гораздо больше отвлекающих вещей, чем в университетской библиотеке. Концентрация из-за этого может снизиться, что создает риск недоработок.

- Есть ли возможность общаться с однокурсниками при таком формате обучения, и знакомы ли вы с ними вообще?

- Я знаю ребят из своего колледжа, к счастью, было время познакомиться в октябре. Но уже тогда были ограничения, и перемещаться между колледжами не было возможности, так что с прочими однокурсниками и другими студентами я лично не знаком.
На курсе у нас примерно 150 человек. Факультет права – единый для всего университета, а дальше идет, если так можно сказать, горизонтальное разделение – курс распределяется по колледжам. Из нашего колледжа юриспруденцию изучают 25 человек – это и есть моя группа и мои ближайшие однокурсники. Весь курс занимается по одной и той же программе, но семинары-супервижн у каждого колледжа свои.

- Что вы можете сказать о преподавателях? Складывается ли контакт и общение с ними на расстоянии и через экран компьютера?

- У меня очень хорошие отношения с моими наставниками, это люди, которые с энтузиазмом занимаются своим делом, очень внимательные и отзывчивые, всегда готовые помочь. Общение с ними более неформальное, чем с преподавателями, читающими лекции. К тому же, сейчас, когда лекции идут в записи, прямого контакта с профессором нет. Можно задать вопрос на сайте, и лектор, если сочтет твой вопрос достойным внимания и интересным для всех, вынесет его на всеобщее обсуждение.
Что касается организационных вопросов, то они четко решаются администрацией колледжа. Студентам рассылают уведомления несколько раз в неделю, информируют об изменениях в отношении ковида, всегда есть возможность поднять какой-либо вопрос на студенческом собрании, а он потом будет адресован директору.

- Есть ли у иностранца возможность получить стипендию для учебы в Кембридже? Что для этого требуется?

- В университете развита система грантов, в том числе и для иностранцев. Но сильно зависит, из какой вы страны. Существуют разные программы финансовой помощи для граждан EC и всех остальных. Есть особые соглашения с отдельными странами, например с Сингапуром.
Всю информацию можно посмотреть на сайте и понять, соответствуете ли вы условиям получения стипендии. В основном, спонсируются студенты за особые академические достижения и успехи в отдельных областях, например, спорте. А также местные талантливые выпускники государственных школ, которые не могут сами заплатить за свое обучение.

- Участвуете ли вы в каких-то студенческих клубах и сообществах? И как это организовано сейчас, когда в кампусе никого нет?

- Я состою в юридическом сообществе Law Society и связанных с ним клубах по правам человека, экологическому и налоговому праву. Все мероприятия, естественно, проходят онлайн: приглашаются известные спикеры, которые выступают с лекциями. Кроме того, участвую в учебных судах – опять же в дистанционном формате.
Сейчас работают только те клубы и сообщества, которые возможно вести онлайн. Плюс регулярно проводятся карьерные мероприятия: проводятся презентации фирм и их деятельности, выпускники Кембриджа прошлых лет делятся опытом и дают рекомендации нынешним студентам.

- Когда планируется возвращение в кампус? Знаете ли вы, где будете жить, что вас ждет с точки зрения быта, расписания занятий, свободного времени? Как вы представляете свою будущую студенческую жизнь оффлайн?

- Решение о возвращении к нормальной жизни и учебе, к сожалению, принимается не самим университетом. Он следует распоряжениям Национальной санитарной службы. Все зависит от того, как пойдет вакцинация и как будет меняться ситуация с вирусом. Но мы все-таки надеемся, что к третьему триместру (к концу апреля 2021 года – Прим. автора) карантин будет снят и мы вернемся в кампус.
В обозримом будущем, скорее всего, будет такая же система, как в ноябре 20-го года, - с ограничениями, но с возможностями для социализации и общения. По поводу следующего учебного года не могу ничего сказать и представить свою студенческую жизнь.
Конечно, онлайн-обучение – это непросто. Ребята устали сидеть дома и постоянно находиться в одном месте. Все это очень изматывает, а учеба без живого общения все же дается тяжело. И человеческое терпение не безгранично. Понятно, что мы будем учиться дистанционно столько, сколько скажут. Но вопрос о ментальном здоровье и психологическом состоянии студентов никто не отменял.

- Сколько лет длится ваш курс? Что вы собираетесь делать после него? Как видите свою дальнейшую жизнь и карьеру?

- По окончании бакалавриата я хочу квалифицироваться как юрист: сдать экзамен по академической и практической части и пройти два года рабочей стажировки по специальности (training contract). Чтобы это осуществить, заявку на training contract надо подать на втором курсе и получить подтверждение.
Кстати, практика и стажировки во время учебы не включены в программу, но вы можете их себе организовать сами. Карьерный офис университета помогает связаться с компаниями, подать заявление, регулярно публикует вакансии. Например, первокурсникам предлагаются так называемые Insight days – два-три полноценных дня на работе. Вам расскажут о фирме, какие навыки нужны для работы, что требуется для участия в стажировки.
Что-то подобное мне организовала школа еще перед поступлением в университет. Меня взяли в юридическую фирму и дали наставника. Я копировал то, что делал он: редактировал договоры, собирал исследования по фирме – все это потом будет на реальной стажировке. Кроме того, пообщался с юристами и партнерами компании.
Со второго курса можно участвовать в Vacation Scheme – двух-трехнедельных ознакомительных стажировках.
Университет ничего не делает за вас. Диплом Кембриджа хоть и ценится высоко, но не дает автоматом работу. Все, что вы получаете, это возможности, а дальше уже от вас зависит, как ими распорядиться и какие шаги предпринять в дальнейшей жизни.