Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Летний семестр: ступень к степени

Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"

Специализированные университетские летние школы набирают популярность во всем мире. Наши вузы лишь начинают этот путь, но сразу – с самыми серьезными предложениями.

Долгожданные каникулы студенты могут использовать не только для отдыха, но и для приобретения уникального практического опыта и новых знаний. В каких университетах «здесь» и «там» ждут студентов летом, и что дают несколько недель стажировки, читайте в материале, подготовленном журналистом Еленой Коптеловой при содействии образовательной компании "Альбион".

За границей международные летние школы на базе университетов – явление весьма распространенное. Они проводятся практически повсеместно: кто-то ограничивается языковыми программами, а кто-то, как Гарвард, Стенфорд, Оксфорд и др., предлагают учебные курсы по разным специальностям, читаемые знаменитыми профессорами и практиками. И это – уникальная возможность для обычных старшеклассников или младшекурсников хотя бы на короткое время – программы обычно длятся не больше полутора месяцев – стать студентом одного из лучших университетов мира, почувствовать свою принадлежность к элитарному образовательному и научному сообществу.

Совсем иначе обстоит дело с летней практикой по специальности. Получить место для практики в именитом зарубежном университете или профильной компании не так-то просто, особенно студенту-иностранцу, потому что предложений крайне мало. Например, в Великобритании университетские научные лаборатории и исследовательские группы предпочитают брать на стажировку лишь самых выдающихся выпускников и аспирантов, причем местных. Бывают, конечно, и исключения, но, как говорится, они лишь подтверждают правило.

В России университетских летних школ в том виде, в каком они существуют за рубежом, почти нет. Но их отсутствие компенсируется другим: за последний год ряд российских вузов, заинтересованных в расширении международного сотрудничества, в повышении своего рейтинга в мире, анонсировали ознакомительные практики и учебные стажировки как для своих, так и для иностранных студентов, причем сразу – с уникальными возможностями, и не только для самых одаренных. Российские университеты готовы создавать индивидуальные программы для каждого практиканта, а главное – обеспечивать доступ к сегодняшним исследованиям и разработкам. По мнению экспертов образовательной компании «Альбион», занимающихся организацией таких летних стажировок, российские университеты демонстрируют больше гибкости и возможностей – и в организации практики, и в ее содержании, и в приеме студентов, чем могут составить серьезную конкуренцию своим западным коллегам.
Поэтому неудивительно, что некоторые российские студенты иностранных вузов предпочитают проходить летнюю практику дома, в ведущих российских университетах и компаниях.

Формула-1 по-студенчески

Команда "Формула-студент" МГТУ им.Н.Э.Баумана

Например, гоночная команда «Формула-Студент» из МГТУ им. Н.Э. Баумана принимает этим летом нашего студента, обучающегося по специальности инженер-механик в университете Манчестера (Великобритания).

Для справки: «Формула-Студент», по сути, это студенческий вариант взрослой «Формулы-1». Первые соревнования прошли почти сорок лет назад в США. Сегодня у гонки около 30 официальных этапов в разных точках мира, в проект вовлечено более 550 университетов из 70 стран. Команде студентов предлагается разработать и собрать гоночный болид, который мог бы заинтересовать инвесторов и послужить прототипом серийных автомобилей. Попав на соревнования, он проходит серию испытаний - статических и динамических, по результатам которых определяется тройка лидеров. На работу дается год: это своего рода бизнес-проект, стартап, в котором просчитывается не только техническая, но и экономическая составляющая. Таким образом, к участию в проекте привлекаются студенты разных кафедр и факультетов. Благодаря «Формуле-Студент» они получают практические навыки, необходимые для будущей работы, знакомятся с будущими работодателями, учатся «продавать» себя и свой продукт.

«Мы предоставили студенту-практиканту из Манчестера уникальную возможность за неполных два месяца получить квинтэссенцию знаний, которые обычно даются в течение года, - рассказывает руководитель команды, профессор кафедры Э-2 МГТУ Дмитрий Онищенко. – Он захватит самые интересные события - финальную сборку автомобиля, цикл испытаний и сами соревнования в Чехии и Германии, на которые он поедет с нами в качестве гостя команды».

Дмитрий Онищенко - профессор МГТУ им.Н.Э.Баумана

Впрочем, добавляет профессор Онищенко, такую практику можно организовать в любое время года, не только летом. И что более важно, для каждого участника разрабатывается своя индивидуальная учебная программа. «Как правило, к нам приезжают разумные ребята, которые четко понимают, чего они хотят, - продолжает Дмитрий Онищенко, - а мы, в свою очередь, готовы учитывать их интересы и подстраивать программу под них. Обычно практике предшествует теоретическая часть: стажер читает специальную литературу, слушает лекции, получает базовые знания. Благодаря чему он может интегрироваться в команду и не просто «крутить гайки», но и оценивать, что делают другие, делится своими мыслями, реализовывать свои идеи, участвовать в проектировании и сборке». Все это в итоге способствует росту его компетенции, а нередко и определяет его профессиональную судьбу.

«Возьмем, к примеру германский этап «Формулы-Студент», один из самых крупных и престижных, который проходит, кстати, на легендарной трассе в Хоккенхайме, - продолжает свой рассказ Дмитрий Онищенко. - На нем неизменно присутствуют первые лица Volkswagen, Audi, BMW, Porsche и других

крупнейших автоконцернов. Они спокойно общаются со студентами, смотрят их разработки и фактически присматривают себе кадры, более того, прямо здесь нанимают сотрудников. То есть в Европе и мире это очень серьезное мероприятие, глубоко вовлеченное в автопром».
По словам профессора Онищенко, команду «Формула-Студент» университета имени Баумана с полным правом можно назвать самой быстрорастущей. Она начала работу в 2012 году, в 13-м - представила первый болид и успешно выступила на итальянском этапе. Через год уже участвовала в трех европейских этапах и попала в тройку лидеров по силовым установкам. В 2015 году стала лучшей командой России и сохранила это звание и в прошлом году.
На вопрос, чем разработки команды МГТУ отличаются от других, Дмитрий Онищенко ответил просто: эффективностью с инженерной точки зрения. «Мы не боимся идти на смелые решения, например, мы создали самую мощную силовую установку за всю историю «Формула-Студент». Но отработав ее, мы поняли, что есть более оптимальные варианты. У нас нет такого бюджета, как у хорошей немецкой команды. Мы тратим деньги, которые получаем за выполнение коммерческих контрактов, а также используем технологические и производственные возможности наших партнеров, спектр которых достаточно широк – от производителей автокомпонентов до оборонных предприятий. В своей работе мы учитываем нужды отечественной автопромышленности и выполняем реальные инженерные заказы».

Космические возможности

МГТУ имени Баумана – это не только и не столько «автомобильный» вуз. Конечно, главное его достояние – космические технологии. Целые факультеты и кафедры здесь были созданы основоположниками программ в сфере освоения космоса – академиками С.П. Королевым, В.Н. Челомеем, В.П. Барминым и другими. Это кафедры технологий ракетно-космического машиностроения, композитных конструкций, стартовых ракетных комплексов, аэрокосмических систем и энергетических установок и др.
Чтобы стать высококлассным специалистом в любой из этих областей, требуются и талант, и годы серьезной подготовки. Но познакомиться с основами космонавтики, а заодно и с университетом, может практически любой школьник или студент, интересующийся данной темой. На базе МГТУ им. Баумана без малого тридцать лет работает Молодежный космический центр (МКЦ), идея которого «используя интерес к космонавтике, привлечь молодежь к изучению точных наук». МКЦ регулярно проводит конференции и другие мероприятия для старшеклассников, отбирая среди них наиболее способных и подготовленных – будущих студентов Бауманки.
Для студентов же – иностранных и российских – МКЦ организует летние ознакомительные семинары (International Space Workshops). Они длятся обычно две недели и, кроме лекций, докладов и дискуссий по различным аспектам космонавтики, предусматривают также знакомство с работой предприятий ракетно-космической отрасли России. «Летняя школа для иностранцев существует уже почти 20 лет, - рассказывает декан факультета международных образовательных программ профессор Александр Черников. – Ее инициаторами в свое время выступили бывшие выпускники МГТУ, уехавшие после окончания университета за рубеж».

Черников А.С., профессор МГТУ им.Н.Э.Баумана

В семинаре могут принять участие студенты 2-6 курсов зарубежных и российских университетов, желающие получить новые знания в области космических технологий. Достаточно заполнить заявление-анкету на сайте МКЦ и пройти собеседование. Этим летом Space Workshop состоится 8-22 июля, о своем участии в нем уже заявили студенты университета Хьюстон (США), Высшей национальной школы авиации и космоса SUPAERO (Франция), Высшей технической школы Цюриха и Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария), университета Глазго (Великобритания), Штутгартского университета (Германия), Сеульского университета (Южная Корея) и др. Всего ожидается 45 иностранных и 55 российских студентов.
«Занятия будут проходить не только в стенах МГТУ, но и в производственных объединениях - РКК «Энергия», ЦПК им. Ю.А. Гагарина, НПП «Звезда», - продолжает профессор Черников. - Будущие инженеры, а может, и космонавты, познакомятся с реальными образцами космической техники и встретятся с конструкторами, учеными, испытателями, в Центре управления полетами им будет предоставлена уникальная возможность провести сеанс связи с экипажем МКС. Программа предусматривает работу в ракетомодельном классе, где каждый участник сможет создать собственный образец ракеты и получит шанс испытать ее в полевых условиях».
В этому году предусмотрено и посещение международного авиасалона МАКС, Музея военно-воздушных сил, Мемориального музея космонавтики, а также культурная программа. «Нам очень важно, чтобы данная Летняя школа была ориентирована на практику, чтобы студенты получили доступ к работе исследовательских групп, в частности, лаборатории космической техники Учебно-экспериментального центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, - говорит Александр Черников. – В отличие от летних школ зарубежных университетов, где больше времени уделяется теории, мы стараемся дать пусть и небольшую, но проектную часть работы».
По словам профессора Черникова, летние программы университета будут развиваться именно в этом направлении – чтобы студенты могли познакомиться и даже поучаствовать в работе уникальных научно-образовательных центров, лабораторий и научных коллективов МГТУ. Хотя создание новых летних школ на базе Бауманки пока только в планах, можно предположить, что это будут программы в тех областях знаний, которыми славится университет. Кроме уже упомянутых выше автопрома и космоса, это программирование, мирный атом, биосфера и экологическая безопасность, лазерные, RIM- и BIM-технологии.

От знакомства до реального продукта

Ивана Попова после первого курса в Университетском колледже Лондона (UCL) пригласили на летнюю практику в МИРЭА. Он попал в группу профессора Елены Мишиной, занимающейся разработками для микроэлектроники. «Сфера наших научных интересов – лазерные технологии применительно к наноматериалам, в частности, наша лаборатория исследует сверхбыструю динамику ферроиков и спектроскопию двумерных полупроводников - рассказывает профессор Мишина. – Ивана как раз заинтересовала тема двумерных полупроводников (аналоги небезызвестного графена – прим ред.). У них в UCL очень хороший курс физики, много лабораторных практикумов, есть опыт работы с нужным оборудованием, поэтому он сможет сразу встроиться в работу с моими аспирантами. Я думаю, это полезный опыт для него. Дальше – если он захочет и продолжит работу в этом направлении – вполне может пойти в лабораторию Лондонского центра нанотехнологий или к Новоселову в Манчестере, почему нет?» (Константин Новоселов, лауреат Нобелевской премии по физике 2010 г., работает в Манчестерском университете – прим. ред.)

Профессор Елена Мишина, МИРЭА


Как отмечает Елена Мишина, специально организованной летней практики или школы для сторонних студентов в университете пока нет. Хотя она и признает, что это хорошая идея, которую стоило бы воплотить в ближайшем будущем. Но тем не менее неформально такие программы работают. «К нам постоянно кто-то приезжает на стажировку, поскольку знают нашу лабораторию по конференциям, научным связям, - объясняет профессор Мишина. – Мы стараемся максимально, насколько возможно, подключать практикантов к нашей работе: знакомим с исследованиями, методами, оборудованием, они участвуют в обработке результатов, проводят свои эксперименты».
Подобная летняя практика длится один-два месяца. Студенты получают новые знания, пишут финальную работу по теме, но, конечно, о каком-то реальном проекте с конечным продуктом речь не идет, слишком короткий срок. В лаборатории используется сложнейшая техника, скажем, только обучение работе на лазерном комплексе с усилителем и перестройкой длины волны занимает несколько месяцев. «Когда к нам приходят ребята после первого курса, они зачастую не понимают, что такое научная работа, - делится Елена Мишина. – Поэтому наша практика важна для осознания, насколько правильна выбрана специальность, для формирования мировоззрения. Ее основная ценность в том, что студенты начинают понимать круг возможностей и обязанностей, который им дает работа в лаборатории». Другими словами, первая практика – это отбор. Те, кто остаются и идут дальше, в конце концов приходят к воплощению своих идей. Так, один из нынешних аспирантов профессора Мишиной, изучая тему приборов на основе двумерных полупроводников, спроектировал и создал высокочувствительный фотоприемник. Но на это потребовалось несколько лет.
Тем не менее научные лаборатории МИРЭА открыты для всех заинтересованных студентов и молодых специалистов. Они могут принять участие в исследованиях по самым перспективным направлениям, таким, например, как двумерные полупроводники и приборы на их основе, сверхбыстрая запись информации оптическим импульсом, терагерцевые антенны. Последние очень важны для безопасной диагностики в медицине: со временем терагерцевое излучение может заменить рентген.

Зарубежный опыт

Дана Айнетдинова, университет Оксфорда: «У меня нет времени на летний отдых»

Дана учится на химическом факультете Колледжа Св.Екатерины Оксфордского университета и входит в число лучших студентов университета. Поиском места для летней практики она занималась сама и весьма успешно: сразу после первого курса ее взяли в научную лабораторию одного из лучших университетов Великобритании, Imperial College (Лондон). Дана рассказала о том, сложно ли студенту-иностранцу устроиться на стажировку в Великобритании и чем приходится заниматься во время ее прохождения.

Дана Айнетдинова, студентка Оксфордского университета

«В британских университетах летняя и вообще каникулярная практика не является обязательной, это выбор каждого студента. Я заметила, что сами англичане не очень-то любят работать летом, считая, что каникулы созданы для отдыха. Иностранцы в этом смысле, как мне кажется, более мотивированы.
Я начала искать место для летней практики в самом начале первого курса, где-то в ноябре. Надо заметить, что и компании, и научные лаборатории неохотно берут на стажировку студентов-первокурсников – из-за отсутствия опыта. Но мне повезло. Я подавала заявку в 7 разных мест, в шести мне отказали, а в одном – Imperial College – дали согласие, я была счастлива!
Хотя в каждом университете работает служба карьеры, которая снабжает вас информацией о практиках и стажировках, свое место я искала сама. Благодаря подруге узнала, что в Imperial College много летних стажировок, в том числе по моей специальности. Я зашла на их сайт, нашла научные группы, соответствующие моим профессиональным интересам, и написала куратору. Мне ответили, что могут меня взять, но надо прислать оценки и характеристики от профессоров. Все это происходило в ноябре, а в декабре меня пригласили на интервью, во время которого меня попросили составить примерный план работы. Подтверждение я получила где-то в феврале, а сама практика проходила с июля по сентябрь.
Обычно работа во время практики не оплачивается, более того, иностранному или иногороднему студенту приходится платить за проживание. Но в моем случае – я занимаюсь органическим синтезом - проект спонсировался крупными фармацевтическими компаниями, и какие-то деньги выделялись и практикантам. Есть и оплачиваемые стажировки, как правило, в своем университете. Так, на пасхальных каникулах я проходила практику у себя в Оксфорде и получала 250 фунтов в неделю. Бывает практика и за рубежом. Наш университет предлагает своим студентам по окончании учебы провести целый год, например, в США.
Когда я шла на практику, то очень переживала, боялась, что могу не потянуть. Я взялась за химическую реакцию, которую мы еще не ставили в оксфордской лаборатории. Поэтому мне пришлось изучать схемы, оборудование, реагенты, читать специальную литературу, смотреть, чем занимается группа.
В первый день куратор составил план работы, и я начала экспериментировать и ждать результат. Когда мы ставим опыты в студенческой лаборатории, все миллион раз проверено, и сбоев нет. Здесь же я работала как ученый, продолжая исследование, начатое другими, и скажу честно, не все получалось. Я занималась синтезом d-спартеина, который позволяет получить определенную форму молекулы. Он используется в медицине, в частности, для быстрого снижения артериального давления. За время практики мне удалось дойти только до середины процесса, сейчас эту работу продолжают другие исследователи под руководством моего куратора, профессора Филиппа Парсонса, и я знаю, что они уже подходят к финальной стадии. То есть можно сказать, что я участвовала в коллективном проекте, у которого скоро будет практический результат. Кстати, в той группе я была единственной иностранкой и первокурсницей. Кроме меня, в ней участвовал еще один студент-третьекурсник, а остальные уже готовились к защите докторских диссертаций.
За время той практики я усвоила много различных методов, набралась и теоретических знаний: каждую среду мы составляли мини-проекты и коллективно их обсуждали. Так что после такой летней практики мой второй год в Оксфорде прошел легко, можно сказать, все опыты я делала с закрытыми глазами. Но главное – я поняла, что мне это нравится и хочу этим заниматься в будущем.
Этим летом у меня снова нет времени для отдыха. Сначала будет недельная практика в Оксфорде, а потом я снова пойду в Imperial College, но уже в другой проект, связанный с медицинской химией. Возможно, это станет моей специализацией, меня интересует фармакология. Но в любом случае я смогу попробовать что-то новое и получить новый опыт».