Образовательная компания «АЛЬБИОН». Консультанты по зарубежному образованию. С 1993 года.
Правильный выбор учебного заведения - это основа успеха в обучении за рубежом. Очевидно, что без помощи опытного консультанта в этом деле не обойтись. «Альбион» предлагает лучшее в обучении за рубежом.
(495) 694-3600, 694-3625, 694-3677, 650-0862
/ / / Летний семестр: ступень к степени (июнь 2017)

Летний семестр: ступень к степени (июнь 2017)

Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"

Специализированные университетские летние школы набирают популярность во всем мире. Наши вузы лишь начинают этот путь, но сразу – с самыми серьезными предложениями.

Долгожданные каникулы студенты могут использовать не только для отдыха, но и для приобретения уникального практического опыта и новых знаний. В каких университетах «здесь» и «там» ждут студентов летом, и что дают несколько недель стажировки, читайте в материале, подготовленном журналистом Еленой Коптеловой при содействии образовательной компании "Альбион".

За границей международные летние школы на базе университетов – явление весьма распространенное. Они проводятся практически повсеместно: кто-то ограничивается языковыми программами, а кто-то, как Гарвард, Стенфорд, Оксфорд и др., предлагают учебные курсы по разным специальностям, читаемые знаменитыми профессорами и практиками. И это – уникальная возможность для обычных старшеклассников или младшекурсников хотя бы на короткое время – программы обычно длятся не больше полутора месяцев – стать студентом одного из лучших университетов мира, почувствовать свою принадлежность к элитарному образовательному и научному сообществу.

Совсем иначе обстоит дело с летней практикой по специальности. Получить место для практики в именитом зарубежном университете или профильной компании не так-то просто, особенно студенту-иностранцу, потому что предложений крайне мало. Например, в Великобритании университетские научные лаборатории и исследовательские группы предпочитают брать на стажировку лишь самых выдающихся выпускников и аспирантов, причем местных. Бывают, конечно, и исключения (см. личный опыт ниже), но, как говорится, они лишь подтверждают правило.

В России университетских летних школ в том виде, в каком они существуют за рубежом, почти нет. Но их отсутствие компенсируется другим: за последний год ряд российских вузов, заинтересованных в расширении международного сотрудничества, в повышении своего рейтинга в мире, анонсировали ознакомительные практики и учебные стажировки как для своих, так и для иностранных студентов, причем сразу – с уникальными возможностями, и не только для самых одаренных. Российские университеты готовы создавать индивидуальные программы для каждого практиканта, а главное – обеспечивать доступ к сегодняшним исследованиям и разработкам. По мнению экспертов образовательной компании «Альбион», занимающихся организацией таких летних стажировок, российские университеты демонстрируют больше гибкости и возможностей – и в организации практики, и в ее содержании, и в приеме студентов, чем могут составить серьезную конкуренцию своим западным коллегам.
Поэтому неудивительно, что некоторые российские студенты иностранных вузов предпочитают проходить летнюю практику дома, в ведущих российских университетах и компаниях.

Формула-1 по-студенчески

Команда "Формула-студент" МГТУ им.Н.Э.БауманаНапример, гоночная команда «Формула-Студент» из МГТУ им. Н.Э. Баумана принимает этим летом нашего студента, обучающегося по специальности инженер-механик в университете Манчестера (Великобритания).

Для справки: «Формула-Студент», по сути, это студенческий вариант взрослой «Формулы-1». Первые соревнования прошли почти сорок лет назад в США. Сегодня у гонки около 30 официальных этапов в разных точках мира, в проект вовлечено более 550 университетов из 70 стран. Команде студентов предлагается разработать и собрать гоночный болид, который мог бы заинтересовать инвесторов и послужить прототипом серийных автомобилей. Попав на соревнования, он проходит серию испытаний - статических и динамических, по результатам которых определяется тройка лидеров. На работу дается год: это своего рода бизнес-проект, стартап, в котором просчитывается не только техническая, но и экономическая составляющая. Таким образом, к участию в проекте привлекаются студенты разных кафедр и факультетов. Благодаря «Формуле-Студент» они получают практические навыки, необходимые для будущей работы, знакомятся с будущими работодателями, учатся «продавать» себя и свой продукт.

«Мы предоставили студенту-практиканту из Манчестера уникальную возможность за неполных два месяца получить квинтэссенцию знаний, которые обычно даются в течение года, - рассказывает руководитель команды, профессор кафедры Э-2 МГТУ Дмитрий Онищенко. – Он захватит самые интересные события - финальную сборку автомобиля, цикл испытаний и сами соревнования в Чехии и Германии, на которые он поедет с нами в качестве гостя команды».
Впрочем, добавляет профессор Онищенко, такую практику можно организовать в любое время года, не только летом. И что более важно, для каждого участника разрабатывается своя индивидуальная учебная программа. «Как правило, к нам приезжают разумные ребята, которые четко понимают, чего они хотят, - продолжает Дмитрий Онищенко, - а мы, в свою очередь, готовы учитывать их интересы и подстраивать программу под них. Обычно практике предшествует теоретическая часть: стажер читает специальную литературу, слушает лекции, получает базовые знания. Благодаря чему он может интегрироваться в команду и не просто «крутить гайки», но и оценивать, что делают другие, делится своими мыслями, реализовывать свои идеи, участвовать в проектировании и сборке». Все это в итоге способствует росту его компетенции, а нередко и определяет его профессиональную судьбу.
«Возьмем, к примеру германский этап «Формулы-Студент», один из самых крупных и престижных, который проходит, кстати, на легендарной трассе в Хоккенхайме, - продолжает свой рассказ Дмитрий Онищенко. - На нем неизменно присутствуют первые лица Volkswagen, Audi, BMW, Porsche и других Дмитрий Онищенко - профессор МГТУ им.Н.Э.Бауманакрупнейших автоконцернов. Они спокойно общаются со студентами, смотрят их разработки и фактически присматривают себе кадры, более того, прямо здесь нанимают сотрудников. То есть в Европе и мире это очень серьезное мероприятие, глубоко вовлеченное в автопром».
По словам профессора Онищенко, команду «Формула-Студент» университета имени Баумана с полным правом можно назвать самой быстрорастущей. Она начала работу в 2012 году, в 13-м - представила первый болид и успешно выступила на итальянском этапе. Через год уже участвовала в трех европейских этапах и попала в тройку лидеров по силовым установкам. В 2015 году стала лучшей командой России и сохранила это звание и в прошлом году.
На вопрос, чем разработки команды МГТУ отличаются от других, Дмитрий Онищенко ответил просто: эффективностью с инженерной точки зрения. «Мы не боимся идти на смелые решения, например, мы создали самую мощную силовую установку за всю историю «Формула-Студент». Но отработав ее, мы поняли, что есть более оптимальные варианты. У нас нет такого бюджета, как у хорошей немецкой команды. Мы тратим деньги, которые получаем за выполнение коммерческих контрактов, а также используем технологические и производственные возможности наших партнеров, спектр которых достаточно широк – от производителей автокомпонентов до оборонных предприятий. В своей работе мы учитываем нужды отечественной автопромышленности и выполняем реальные инженерные заказы».

Космические возможности

МГТУ имени Баумана – это не только и не столько «автомобильный» вуз. Конечно, главное его достояние – космические технологии. Целые факультеты и кафедры здесь были созданы основоположниками программ в сфере освоения космоса – академиками С.П. Королевым, В.Н. Челомеем, В.П. Барминым и другими. Это кафедры технологий ракетно-космического машиностроения, композитных конструкций, стартовых ракетных комплексов, аэрокосмических систем и энергетических установок и др.
Чтобы стать высококлассным специалистом в любой из этих областей, требуются и талант, и годы серьезной подготовки. Но познакомиться с основами космонавтики, а заодно и с университетом, может практически любой школьник или студент, интересующийся данной темой. На базе МГТУ им. Баумана без малого тридцать лет работает Молодежный космический центр (МКЦ), идея которого «используя интерес к космонавтике, привлечь молодежь к изучению точных наук». МКЦ регулярно проводит конференции и другие мероприятия для старшеклассников, отбирая среди них наиболее способных и подготовленных – будущих студентов Бауманки.
Для студентов же – иностранных и российских – МКЦ организует летние ознакомительные семинары (International Space Workshops). Они длятся обычно две недели и, кроме лекций, докладов и дискуссий по различным аспектам космонавтики, предусматривают также знакомство с работой предприятий ракетно-космической отрасли России. «Летняя школа для иностранцев существует уже почти 20 лет, - рассказывает декан факультета международных образовательных программ профессор Александр Черников. – Ее инициаторами в свое время выступили бывшие выпускники МГТУ, уехавшие после окончания университета за рубеж».
Черников А.С., профессор МГТУ им.Н.Э.БауманаВ семинаре могут принять участие студенты 2-6 курсов зарубежных и российских университетов, желающие получить новые знания в области космических технологий. Достаточно заполнить заявление-анкету на сайте МКЦ и пройти собеседование. Этим летом Space Workshop состоится 8-22 июля, о своем участии в нем уже заявили студенты университета Хьюстон (США), Высшей национальной школы авиации и космоса SUPAERO (Франция), Высшей технической школы Цюриха и Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария), университета Глазго (Великобритания), Штутгартского университета (Германия), Сеульского университета (Южная Корея) и др. Всего ожидается 45 иностранных и 55 российских студентов.
«Занятия будут проходить не только в стенах МГТУ, но и в производственных объединениях - РКК «Энергия», ЦПК им. Ю.А. Гагарина, НПП «Звезда», - продолжает профессор Черников. - Будущие инженеры, а может, и космонавты, познакомятся с реальными образцами космической техники и встретятся с конструкторами, учеными, испытателями, в Центре управления полетами им будет предоставлена уникальная возможность провести сеанс связи с экипажем МКС. Программа предусматривает работу в ракетомодельном классе, где каждый участник сможет создать собственный образец ракеты и получит шанс испытать ее в полевых условиях».
В этому году предусмотрено и посещение международного авиасалона МАКС, Музея военно-воздушных сил, Мемориального музея космонавтики, а также культурная программа. «Нам очень важно, чтобы данная Летняя школа была ориентирована на практику, чтобы студенты получили доступ к работе исследовательских групп, в частности, лаборатории космической техники Учебно-экспериментального центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, - говорит Александр Черников. – В отличие от летних школ зарубежных университетов, где больше времени уделяется теории, мы стараемся дать пусть и небольшую, но проектную часть работы».
По словам профессора Черникова, летние программы университета будут развиваться именно в этом направлении – чтобы студенты могли познакомиться и даже поучаствовать в работе уникальных научно-образовательных центров, лабораторий и научных коллективов МГТУ. Хотя создание новых летних школ на базе Бауманки пока только в планах, можно предположить, что это будут программы в тех областях знаний, которыми славится университет. Кроме уже упомянутых выше автопрома и космоса, это программирование, мирный атом, биосфера и экологическая безопасность, лазерные, RIM- и BIM-технологии.

От знакомства до реального продукта

Ивана Попова после первого курса в Университетском колледже Лондона (UCL) пригласили на летнюю практику в МИРЭА. Он попал в группу Профессор Елена Мишина, МИРЭАпрофессора Елены Мишиной, занимающейся разработками для микроэлектроники. «Сфера наших научных интересов – лазерные технологии применительно к наноматериалам, в частности, наша лаборатория исследует сверхбыструю динамику ферроиков и спектроскопию двумерных полупроводников - рассказывает профессор Мишина. – Ивана как раз заинтересовала тема двумерных полупроводников (аналоги небезызвестного графена – прим ред.). У них в UCL очень хороший курс физики, много лабораторных практикумов, есть опыт работы с нужным оборудованием, поэтому он сможет сразу встроиться в работу с моими аспирантами. Я думаю, это полезный опыт для него. Дальше – если он захочет и продолжит работу в этом направлении – вполне может пойти в лабораторию Лондонского центра нанотехнологий или к Новоселову в Манчестере, почему нет?» (Константин Новоселов, лауреат Нобелевской премии по физике 2010 г., работает в Манчестерском университете – прим. ред.)
Как отмечает Елена Мишина, специально организованной летней практики или школы для сторонних студентов в университете пока нет. Хотя она и признает, что это хорошая идея, которую стоило бы воплотить в ближайшем будущем. Но тем не менее неформально такие программы работают. «К нам постоянно кто-то приезжает на стажировку, поскольку знают нашу лабораторию по конференциям, научным связям, - объясняет профессор Мишина. – Мы стараемся максимально, насколько возможно, подключать практикантов к нашей работе: знакомим с исследованиями, методами, оборудованием, они участвуют в обработке результатов, проводят свои эксперименты».
Подобная летняя практика длится один-два месяца. Студенты получают новые знания, пишут финальную работу по теме, но, конечно, о каком-то реальном проекте с конечным продуктом речь не идет, слишком короткий срок. В лаборатории используется сложнейшая техника, скажем, только обучение работе на лазерном комплексе с усилителем и перестройкой длины волны занимает несколько месяцев. «Когда к нам приходят ребята после первого курса, они зачастую не понимают, что такое научная работа, - делится Елена Мишина. – Поэтому наша практика важна для осознания, насколько правильна выбрана специальность, для формирования мировоззрения. Ее основная ценность в том, что студенты начинают понимать круг возможностей и обязанностей, который им дает работа в лаборатории». Другими словами, первая практика – это отбор. Те, кто остаются и идут дальше, в конце концов приходят к воплощению своих идей. Так, один из нынешних аспирантов профессора Мишиной, изучая тему приборов на основе двумерных полупроводников, спроектировал и создал высокочувствительный фотоприемник. Но на это потребовалось несколько лет.
Тем не менее научные лаборатории МИРЭА открыты для всех заинтересованных студентов и молодых специалистов. Они могут принять участие в исследованиях по самым перспективным направлениям, таким, например, как двумерные полупроводники и приборы на их основе, сверхбыстрая запись информации оптическим импульсом, терагерцевые антенны. Последние очень важны для безопасной диагностики в медицине: со временем терагерцевое излучение может заменить рентген.

Зарубежный опыт

Дана Айнетдинова, университет Оксфорда: «У меня нет времени на летний отдых»

Дана Айнетдинова, студентка Оксфордского университетаДана учится на химическом факультете Колледжа Св.Екатерины Оксфордского университета и входит в число лучших студентов университета. Поиском места для летней практики она занималась сама и весьма успешно: сразу после первого курса ее взяли в научную лабораторию одного из лучших университетов Великобритании, Imperial College (Лондон). Дана рассказала о том, сложно ли студенту-иностранцу устроиться на стажировку в Великобритании и чем приходится заниматься во время ее прохождения.

«В британских университетах летняя и вообще каникулярная практика не является обязательной, это выбор каждого студента. Я заметила, что сами англичане не очень-то любят работать летом, считая, что каникулы созданы для отдыха. Иностранцы в этом смысле, как мне кажется, более мотивированы.
Я начала искать место для летней практики в самом начале первого курса, где-то в ноябре. Надо заметить, что и компании, и научные лаборатории неохотно берут на стажировку студентов-первокурсников – из-за отсутствия опыта. Но мне повезло. Я подавала заявку в 7 разных мест, в шести мне отказали, а в одном – Imperial College – дали согласие, я была счастлива!
Хотя в каждом университете работает служба карьеры, которая снабжает вас информацией о практиках и стажировках, свое место я искала сама. Благодаря подруге узнала, что в Imperial College много летних стажировок, в том числе по моей специальности. Я зашла на их сайт, нашла научные группы, соответствующие моим профессиональным интересам, и написала куратору. Мне ответили, что могут меня взять, но надо прислать оценки и характеристики от профессоров. Все это происходило в ноябре, а в декабре меня пригласили на интервью, во время которого меня попросили составить примерный план работы. Подтверждение я получила где-то в феврале, а сама практика проходила с июля по сентябрь.
Обычно работа во время практики не оплачивается, более того, иностранному или иногороднему студенту приходится платить за проживание. Но в моем случае – я занимаюсь органическим синтезом - проект спонсировался крупными фармацевтическими компаниями, и какие-то деньги выделялись и практикантам. Есть и оплачиваемые стажировки, как правило, в своем университете. Так, на пасхальных каникулах я проходила практику у себя в Оксфорде и получала 250 фунтов в неделю. Бывает практика и за рубежом. Наш университет предлагает своим студентам по окончании учебы провести целый год, например, в США.
Когда я шла на практику, то очень переживала, боялась, что могу не потянуть. Я взялась за химическую реакцию, которую мы еще не ставили в оксфордской лаборатории. Поэтому мне пришлось изучать схемы, оборудование, реагенты, читать специальную литературу, смотреть, чем занимается группа.
В первый день куратор составил план работы, и я начала экспериментировать и ждать результат. Когда мы ставим опыты в студенческой лаборатории, все миллион раз проверено, и сбоев нет. Здесь же я работала как ученый, продолжая исследование, начатое другими, и скажу честно, не все получалось. Я занималась синтезом d-спартеина, который позволяет получить определенную форму молекулы. Он используется в медицине, в частности, для быстрого снижения артериального давления. За время практики мне удалось дойти только до середины процесса, сейчас эту работу продолжают другие исследователи под руководством моего куратора, профессора Филиппа Парсонса, и я знаю, что они уже подходят к финальной стадии. То есть можно сказать, что я участвовала в коллективном проекте, у которого скоро будет практический результат. Кстати, в той группе я была единственной иностранкой и первокурсницей. Кроме меня, в ней участвовал еще один студент-третьекурсник, а остальные уже готовились к защите докторских диссертаций.
За время той практики я усвоила много различных методов, набралась и теоретических знаний: каждую среду мы составляли мини-проекты и коллективно их обсуждали. Так что после такой летней практики мой второй год в Оксфорде прошел легко, можно сказать, все опыты я делала с закрытыми глазами. Но главное – я поняла, что мне это нравится и хочу этим заниматься в будущем.
Этим летом у меня снова нет времени для отдыха. Сначала будет недельная практика в Оксфорде, а потом я снова пойду в Imperial College, но уже в другой проект, связанный с медицинской химией. Возможно, это станет моей специализацией, меня интересует фармакология. Но в любом случае я смогу попробовать что-то новое и получить новый опыт».

Другие статьи раздела:

Пишите

ICEF Более подробную информацию вы можете получить
у сотрудников образовательной компании "Альбион"
по телефонам:
(495) 694 3677
(495) 694 3600
(495) 694 3625
(495) 650 0862
(495) 650-4812
(495) 650-9995
(495) 505 2442 (дежурный)

и при личной встрече в офисе по адресу: Москва, ул. Малая Дмитровка, дом 20, бизнес-центр "Дмитровка", 6-й этаж
или по адресу: Москва, Тверская 18, корп.1, офис 614 (здание редакции газеты "Известия").

Политика конфиденциальности © 2005-2017. Качественное образование за рубежом от компании "Альбион". All rights reserved.
Копирование материалов допускается исключительно по письменному разрешению компании "Альбион".

Поиск

Зарубежные летние школы Круглогодичные языковые курсы за границей Зарубежные летние школы Круглогодичные языковые курсы за границей
Обучение в США, Канаде
Вопросы — ответы

Обучение в России или за рубежом?

Подготовка к экзаменам


От
наших
экспертов